стр.1 стр.2 стр.3 стр.4 стр.5 стр.6

В пустынях Казахстана. Джунгарский Алатау

Пустыни Казахстана. Сорбулак

Мы не спеша едем вдоль поймы реки Или, минуем красный глинистый откос с двумя кем-то издавна вырытыми неглубокими пещерами, направляемся к западной оконечности Малайсары и к вечеру поднимаемся на плоскогорье: вдоль реки дальше ехать нельзя, к воде подступают утесы. Крутой подъем выводит нас в лёссовую пустыню, сухую и пыльную. Здесь неторные дороги разбегаются в стороны. Отсюда мы видим заманчивую излучину реки и направляемся по ведущей к ней дороге. С высокого холма очень хорошая видимость. С севера совсем рядом — пологие горки хребта Малайсары, с востока проглядывают далекие снеговые вершины Джунгарского Алатау, с севера — обширная в зеленых тугаях долина реки Или. Она здесь круто заворачивает сперва на запад, а затем к северу. За долиной на юге виден заснеженный Заилийский Алатау.

Мы стоим на вершине кургана. Топографы соорудили на нем временный ориентир, вкопали длинную жердь. К западу от кургана я заметил что-то необычное. Надо подъехать, разглядеть поближе, узнать, что там такое!

Да, так и есть! Я впервые вижу так называемый курган с грядками, или, как их еще называют, с «усами», о которых прежде читал в археологической литературе. Центр сооружения занимает небольшой курган диаметром около четырех метров. Собственно, это даже не курган, а кольцо из камней, внутри которого гладкая площадка. От этого кургана справа и слева, направляясь на восток, идут две гряды камней. Каждая гряда заканчивается маленьким холмиком. Между ними еще едва заметен один крошечный холмик. Кое-где на грядках среди обычных камней сохранились камни больших размеров, стоящие торчком. Не представляют ли все сооружения какието ориентиры?

Курган с грядками очень старый. Камни почти занесены почвой, многие целиком ею погребены. После того как весь этот своеобразный комплекс был построен, ветры отложили здесь не менее чем полуметровый слой почвы.

Такие курганы издавна привлекали внимание археологов. Первое описание аналогичного кургана было сделано еще в 1927 г. А.Ф.Семеновым в бывшей Акмолинской области. Затем, в 1932 г., один из курганов был открыт и обследован в Калмыкии И.С.Рыковым совместно с И. В. Синициным. Год спустя еще один курган с грядками был раскопан в Центральном Казахстане экспедицией Государственной академии истории материальной культуры ц, наконец, в 1946 г. А.Х. Маргулан также в Центральном Казахстане раскопал серию таких курганов.

Сейчас известно довольно много курганов с грядками, и о них казахстанским археологом М. К. Кадырбаевым составлена весьма обстоятельная сводка. Как оказалось, курганов с грядками больше всего в Центральном Казахстане, в так называемом Казахском мелкосолончике. Их распространение довольно четко ограничено с запада Улутаускими горами и верховьями реки Ишим, с севера - южными районами Кокчетавской области до Щучинска и озера Боровое, с востока - зоной плоских увалов и низкого мелкосолончика Калбинского хребта. Южная граница простирается до северных районов Прибалхашья и Бетпакд - алы. Одиночные курганы с грядками найдены на территории южного Казахстана, в Семиречье, а также, как уже упоминалось, в Калмыкии.

М. К. Кадырбаев различает четыре варианта таких курганов. В первом варианте - курган с захоронением человека в погребальной камере ниже поверхности земли. К кургану примыкает с востока маленький курган с костями лошади и одним двумя глиняными сосудами. В маленьком кургане нет погребальной камеры, а насыпь сделана на поверхности земли. Во втором варианте—два кургана, расположенных рядом с севера на юг, из которых в северном находится захоронение человека, а в южном — кости лошади и один глиняный сосуд. В кургане с костями лошади также нет погребальной камеры. Третий вариант уникален: на большом кургане с захоронением человека расположен курган маленький с костями лошади и сосудами. В четвертом варианте тоже один большой курган, но только с захоронением человека, с сосудами, без костей лошади. Теперь следовало бы признать и пятый вариант курганов — без следов захоронения человека.

Варьируют также и сами грядки. Чаще всего они сложены из прилегающих друг к другу и наложенных один на другой небольших камней. Но в некоторых сооружениях гряды состоят из отдельных маленьких курганчиков, сложенных из камней. Был найден курган, грядки которого построены из каменных плит с промежутками между ними, а также курган с грядами из двух рядов каменных плит, перегороженных поперек торцовыми плитами.

По предметам, обнаруженным при раскопках курганов, удалось довольно точно датировать эти своеобразные сооружения. Курганы с грядками характеризуют собой этап самобытной культуры, связанной с культурой эпохи поздней бронзы — примерно VIII — VI веков до нашей эры, т.е. около 2500 — 3000летней давности. Самые поздние из них датируются V веком нашей эры. Курганы принадлежали местным племенам преемников и прямых наследников сибирских племен андроновской культуры. К этому времени на территории современного Центрального Казахстана зародилась, по существовавшему тогда уровню, довольно высокая культура, оставившая следы поселений, рудников, поминальных сооружений и надгробных памятников. Это был центр ранних кочевников, скотоводов и древней металлургии.