Реклама
|
Принципы социальной экологииМак Кензи считает, что естественная, природная (биотическая) конкуренция, сублимируясь на уровне общины, общества в экономическую, выражается через ряд столь же естественных экологических процессов, в частности в сегрегации. Эта последняя, проявилась в «факторах отбора», и, когда выбор или отбор минимальный,— это означает нищету, образование трущоб и т. п. Или, например, вторжение («процесс группового перемещения из одного района сегрегации в другой, обычно соседний район»), по Мак Кензи, способно разъяснить вытеснение «населения с более низкими заработками» «более высокой в экономическом отношении группой», а принцип последовательности, объясняет все исторические (во времени) изменения в человеческом обществе, общине чисто биологическими циклами «мутаций», переносимыми Мак Кензи на экономическую базу общества. Таким образом, принципы социальной экологии Р. Парка и Р. Мак Кензи подменяют собой все, все явления экономического, социального и культурного развития общества. В работах других сторонников социальной экологии заметно стремление поставить акцент на культурном уровне, при этом указывают на искусственность дихотомии (разделение на два уровня — биотический и социальный), подчеркивают значение психологических «психосоциальных» элементов в человеческих отношениях, необходимость несколько абстрагироваться от экологии животных и растений, сделать человеческую экологию в большей мере социальной наукой и т. п. Так, Л. Вирт сравнивает человеческую экологию с социальной психологией, как методом изучения человеческих отношений, требует более углубленного изучения экологии привычек, обычаев и других психологических явлений. Для того чтобы экология стала истинно «социальной» наукой, нужно с точки зрения А. Хоулея, пересмотреть гипотезу представителей классической доктрины о конкуренции. А. Хоулей выступает с острой критикой упрощенчества, ограниченности позиций Р. Парка, Р. Мак Кензи и других основателей экологии человека по этому вопросу: «Гипотеза о конкуренции чрезвычайно упрощена», «несомненно, экологическое мышление не должно упускать из вида конкуренцию, однако нельзя принимать ее за основной теоретический элемент в человеческой экологии». «Другой основной ошибкой человеческой экологии, — пишет А. Хоулей,— является упор, делаемый ею на пространственных связях или пространственных взаимоотношениях людей, что позволяет ей ограничиваться лишь описанием распределения «социальных феноменов». А этого, по А. Хоулею, недостаточно, так как такой подход характерен не для экологии, а «человеческой географии». Что же касается экологии, то она «основное внимание устремляет на население, которое либо уже организовано, либо находится в процессе организации, благодаря чему экологию следует отнести к категории социальных наук». Однако тут же А. Хоулей предлагает рассматривать экологические отношения в человеческом обществе с позиций «коллективной жизни низших организмов». Он определяет экологию как «исследование морфологии коллективной жизни одновременно в ее динамических и статистических аспектах». Экология пытается определить природу общественной структуры в целом, типы обществ, которые появляются в различных зоогеографических зонах, и эпизоды специфических изменений в развитии общества. Именно такая морфо-географическая ориентация экологии привлекает внимание авторов работ по «человеческой», или социальной, географии. «1» «2» «3» «4» «5» «6» «7» «8» «9» «10» «11» «12» «13» «14» «15» «16» «17» «18» «19» «20» «21» «22» «23» «24» «25» «26» «27» «28» «29» «30» «31» «32» «33» «34» «35» «36» «37» «38» «39» «40» «41» «42» «43» «44» «45» «46» «47» «48» «49» «50» «51» «52» «53» «54» «55» «56» «57» «58» «59» «60» «61» «62» «63» «64» «65» «66» «67» «68» «69» «70» «71» «72» «73» «74» «75» «76» «77» «78» «79» «80» «81» «82» «83» «84» «85» «86» «87» «88» «89» «90» «91» «92» «93» «94» «95» «96» «97» «98» «99» «100» «101» «102» «103» «104» «105» «106» «107» «108» «109» «110» «111» «112» «113» «114» «115» «116» «117» «118» «119» «120» «121» «122» «123» «124» «125» «126» «127» «128» «129» «130» «131» «132» «133» «134» «135» «136» «137» «138» «139» «140» «141» «142» «143» «144» «145» «146» «147» «148» «149» «150» «151» «152» «153» «154» «155» «156» «157» «158» «159» «160» «161» «162» «163» «164» «165» «166» «167» «168» «169» «170» «171» «172» «173» «174» «175» «176» «177» «178» «179» «180» «181» «182» «183» «184» «185» «186» «187» «188» «189» «190» «191» «192» «193» «194» «195» «196» «197» «198» «199» «200» «201» «202» «203» «204» «205» «206» «207» «208» «209» «210» «211» «212» «213» «214» «215» «216» «217» «218» «219» «220» «221» «222» «223» «224» «225» «226» «227» «228» «229» «230» «231» «232» «233» «234» «235» «236» «237» «238» «239» «240» «241» «242» «243» «244» «245» «246» «247» «248» «249» «250» «251» «252» «253» «254» «255» «256» «257» «258» «259» «260» «261» «262» «263» «264» «265» «266» «267» «268» «269» «270» «271» «272» «273» «274» «275» «276» «277» «278» «279» «280» «281» «282» «283» «284» «285» «286» «287» «288» «289» «290» «291» «292» «293» «294» «295» «296» «297» «298» «299» «300» «301» «302» «303» «304» «305» «306» «307» «308» «309» «310» «311» «312» «313» «314» «315» «316» «317» «318» «319» «320» «321» «322» «323» «324» «325» «326» «327» «328» «329» «330» «331» «332» «333» «334» «335» «336» «337» «338» «339» «340» «341» «342» «343» «344» «345» «346» «347» «348» «349» «350» «351» «352» «353» «354» «355» «356» «357» «358» «359» «360» «361» «362» «363» «364» «365» «366» «367» «368» «369» «370» «371» «372» «373» «374» «375» |
Реклама
"> |