Взгляды Р. Дюбо и других экологов

Главная предпосылка взглядов Р. Дюбо и других экологов — рассмотрение взаимоотношений человека и внешней среды вне определенных социально-экономических и политических структур современности, в лучшем счете разделение человечества на развитые и развивающиеся страны, «богатые» и «бедные». Подобный подход с позиций единого индустриального общества абстрагируется от реального существования различных способов общественного производства, следовательно, разных социальных условий, определяемых характером общественного строя, характером общественного производства. Более того, социальные факторы и условия обычно понимаются с позиций микросоциологии — социологии группы, в которой нет места таким обобщенным понятиям, как классовые интересы, борьба классов, которая в конечном счете определяется характером обшественного производства и распределения продуктов труда.

Другой предпосылкой выступает акцентирование положения о приспособлении человека к среде обитания, включая ту, которую он сам создал, — цивилизованную среду. В этом смысле Р. Дюбо в книге «Человек, среда, адаптация» говорит: «Мы — цивилизация адаптации». Мысль о преобразовании среды, т. е. адаптации среды к потребностям человека и человеческого общества, не выражается столь определенно. И это положение — следствие первой посылки, т. е. нежелания коренных социальных преобразований как средства решения проблем экологии человека, или непонимания возможности такого решения.

Указанное обстоятельство не позволяет Р. Дюбо, Э. Гюану, А. Дюссеру и другим экологам указать на радикальные средства выхода из социальной дезадаптации и предупреждения дегенерации, так же как и средства предотвращения экологического кризиса. В самом деле, то, что им предлагается, может быть, технически и обоснованно (например, установление «постов подслушивания», собирающих информацию о неблагоприятных влияниях факторов внешней среды на человека с целью контроля и предупреждения этих воздействий, по мысли Р. Дюбо).

Однако такого рода предложения, так же как и горячие, искренние призывы объединить усилия внутри стран и между ними для защиты и охраны среды, остаются лишь благими пожеланиями, если они не основываются па общенациональных, государственных, управляемых мерах по охране природы, оздоровлению внешней среды, ее активному преобразованию в интересах благосостояния и здоровья человека, т. е. общенациональных мерах приспособления среды к потребностям человека.


«1»  «2»  «3»  «4»  «5»  «6»  «7»  «8»  «9»  «10»  «11»  «12»  «13»  «14»  «15»  «16»  «17»  «18»  «19»  «20»  «21»  «22»  «23»  «24»  «25»  «26»  «27»  «28»  «29»  «30»  «31»  «32»  «33»  «34»  «35»  «36»  «37»  «38»  «39»  «40»  «41»  «42»  «43»  «44»  «45»  «46»  «47»  «48»  «49»  «50»  «51»  «52»  «53»  «54»  «55»  «56»  «57»  «58»  «59»  «60»  «61»  «62»  «63»  «64»  «65»  «66»  «67»  «68»  «69»  «70»  «71»  «72»  «73»  «74»  «75»  «76»  «77»  «78»  «79»  «80»  «81»  «82»  «83»  «84»  «85»  «86»  «87»  «88»  «89»  «90»  «91»  «92»  «93»  «94»  «95»  «96»  «97»  «98»  «99»  «100»  «101»  «102»  «103»  «104»  «105»  «106»  «107»  «108»  «109»  «110»  «111»  «112»  «113»  «114»  «115»  «116»  «117»  «118»  «119»  «120»  «121»  «122»  «123»  «124»  «125»  «126»  «127»  «128»  «129»  «130»  «131»  «132»  «133»  «134»  «135»  «136»  «137»  «138»  «139»  «140»  «141»  «142»  «143»  «144»  «145»  «146»  «147»  «148»  «149»  «150»  «151»  «152»  «153»  «154»  «155»  «156»  «157»  «158»  «159»  «160»  «161»  «162»  «163»  «164»  «165»  «166»  «167»  «168»  «169»  «170»  «171»  «172»  «173»  «174»  «175»  «176»  «177»  «178»  «179»  «180»  «181»  «182»  «183»  «184»  «185»  «186»  «187»  «188»  «189»  «190»  «191»  «192»  «193»  «194»  «195»  «196»  «197»  «198»  «199»  «200»  «201»  «202»  «203»  «204»  «205»  «206»  «207»  «208»  «209»  «210»  «211»  «212»  «213»  «214»  «215»  «216»  «217»  «218»  «219»  «220»  «221»  «222»  «223»  «224»  «225»  «226»  «227»  «228»  «229»  «230»  «231»  «232»  «233»  «234»  «235»  «236»  «237»  «238»  «239»  «240»  «241»  «242»  «243»  «244»  «245»  «246»  «247»  «248»  «249»  «250»  «251»  «252»  «253»  «254»  «255»  «256»  «257»  «258»  «259»  «260»  «261»  «262»  «263»  «264»  «265»  «266»  «267»  «268»  «269»  «270»  «271»  «272»  «273»  «274»  «275»  «276»  «277»  «278»  «279»  «280»  «281»  «282»  «283»  «284»  «285»  «286»  «287»  «288»  «289»  «290»  «291»  «292»  «293»  «294»  «295»  «296»  «297»  «298»  «299»  «300»  «301»  «302»  «303»  «304»  «305»  «306»  «307»  «308»  «309»  «310»  «311»  «312»  «313»  «314»  «315»  «316»  «317»  «318»  «319»  «320»  «321»  «322»  «323»  «324»  «325»  «326»  «327»  «328»  «329»  «330»  «331»  «332»  «333»  «334»  «335»  «336»  «337»  «338»  «339»  «340»  «341»  «342»  «343»  «344»  «345»  «346»  «347»  «348»  «349»  «350»  «351»  «352»  «353»  «354»  «355»  «356»  «357»  «358»  «359»  «360»  «361»  «362»  «363»  «364»  «365»  «366»  «367»  «368»  «369»  «370»  «371»  «372»  «373»  «374»  «375»