Накопление материала, как в результате изучения местной флоры, так и в результате знакомства с флорой заморских стран, ставшей известной благодаря многочисленным путешествиям, настоятельно требовало более углубленных приемов обобщения этого материала, его систематизации. В этой связи определенную роль сыграли работы итальянского ученого Андреа Цезальпино 1519-1603г., попытавшегося априорно установить, некоторые исходные положения для классификации.

Цезальпино был сторонником аристотелевской философии и аристотелевских естественнонаучных воззрений. Он склонен был, следуя Аристотелю, рассматривать растение как несовершенное животное. Основные функции растения - питание и размножение; питание связано, по его мнению, с корнем, размножение - со стеблем. В стебле, а именно в его сердцевине, содержится жизненный принцип растения, нечто вроде души растения. Из сердцевины же возникает, по мнению Цезальпино, семя, существенные части которого являются как бы продолжением сердцевины. Следовательно, семена олицетворяют собой наиболее существенное в растении - его душу. Отсюда делался вывод, что распределяя растения по группам, классифицируя их, наибольшее внимание следует обратить на семена, плоды и защищающие их оболочки - цветки.

Интересно, что именно философские, аристотельянские воззрения Цезальпино дали априорные исходные положения для конкретных исследований. Несмотря на ошибочность этих исходных положений, Цезальпино поднимается выше чисто эмпирических и часто наивных приемов классификации, к которым прибегали отцы ботаники. Он пытается обнаружить критерии для объединения сходного и различения несходного и создает известные предпосылки для дальнейшего развития ботанической систематики, предлагая принципы сравнения разных растений между собой.

Что касается самой классификации растений, предложенной Цезальпино, он делит растения на 15 групп, то она носит весьма искусственный характер. Цезальпино смешивает даже однодольные и двудольные, разли чие между которыми подметил еще Бавгин.

~1~  ~2~  ~3~  ~4~  ~5~  ~6~  ~7~  ~8~  ~9~  ~10~  ~11~  ~12~  ~13~  ~14~  ~15~  ~16~  ~17~  ~18~  ~19~  ~20~  ~21~  ~22~  ~23~  ~24~  ~25~  ~26~  ~27~  ~28~  ~29~  ~30~  ~31~  ~32~  ~33~  ~34~  ~35~  ~36~  ~37~  ~38~  ~39~  ~40~  ~41~  ~42~  ~43~  ~44~  ~45~  ~46~  ~47~  ~48~  ~49~  ~50~  ~51~  ~52~  ~53~  ~54~  ~55~  ~56~  ~57~  ~58~  ~59~  ~60~  ~61~  ~62~  ~63~  ~64~  ~65~  ~66~  ~67~  ~68~  ~69~  ~70~  ~71~  ~72~  ~73~  ~74~  ~75~  ~76~  ~77~  ~78~  ~79~  ~80~  ~81~  ~82~  ~83~  ~84~  ~85~  ~86~  ~87~  ~88~  ~89~  ~90~  ~91~  ~92~  ~93~  ~94~  ~95~  ~96~  ~97~  ~98~  ~99~  ~100~