Организуются и читаются публичные курсы лекций по вопросам естествознания. Во второй половине XVIII в. такие курсы читают в Париже - Бовен, Вальмон Де-Бомар и др. Эти курсы привлекают большое количество слушателей. Большим успехом пользуются лекции с демонстрациями по физике аббата Нолле. Организуется множество естественнонаучных кабинетов. Их несколько десятков в Париже, и они открываются также в Марселе, Монпелье, Банте и других местах. Распространяется увлечение коллекционированием животных, растительных и ископаемых объектов. Появляются руководства к составлению коллекций, к экскурсированию, открываются даже специальные магазины, торгующие различными коллекциями. Вкус к естествознанию, к опытам, к наблюдению проникает в школы Парижа и провинции.

Отмечая развитие естествознания, даже своего рода широкую моду на естественные науки, на страницах Мегсиге в 1771 г. отмечалось: Естественная история из всех наук является той, которую культивируют особенно энергично в просвещенный век, подобный нашему.

Огромное значение для развития биологических наук приобретает, как мы указывали выше, организация и развитие научных учреждений. Так, в 1761 г. в Париже открывается Академия агрикультуры, а в 1778 г. - Горная школа. Говоря о Ламарке и о всей блестящей плеяде французских натуралистов конца XVIII и начала XIX вв., необходимо вспомнить, что многие из них были объединены в Париже знаменитым научным учреждением - Музеем естественной истории (Museum d Histoire nаturelle), являвшимся крупной базой исследовательской работы. Парижский музей естественной истории был создан решением революционного национального конвента 10 июня 1793 г. на основе реорганизации другого крупного научного учреждения - Королевского ботанического сада. Вообще после французской буржуазной революции научно - исследовательская работа во всех областях получает еще больший размах. Организуются новые научные и высшие учебные заведения. В 1794 г. открываются знаменитые Политехническая школа и Высшая нормальная школа, в 1803 г. - Академия фармации, в 1820 г. - Национальная академия медицины и т. д. Работа Ламарка и его современников в начале прошлого века идет в условиях бурного развития разных отраслей естествознания и сильного укрепления и расширения организационной базы науки. Эту общую картину нужно все время иметь в виду, ибо без учета степени распространения естественнонаучных познаний и идей их, если так можно выразиться, общественного резонанса нельзя полностью оценить ту идейную атмосферу, которая во Франции XVIII и начала XIX вв. окружала натуралистов.

~1~  ~2~  ~3~  ~4~  ~5~  ~6~  ~7~  ~8~  ~9~  ~10~  ~11~  ~12~  ~13~  ~14~  ~15~  ~16~  ~17~  ~18~  ~19~  ~20~  ~21~  ~22~  ~23~  ~24~  ~25~  ~26~  ~27~  ~28~  ~29~  ~30~  ~31~  ~32~  ~33~  ~34~  ~35~  ~36~  ~37~  ~38~  ~39~  ~40~  ~41~  ~42~  ~43~  ~44~  ~45~  ~46~  ~47~  ~48~  ~49~  ~50~  ~51~  ~52~  ~53~  ~54~  ~55~  ~56~  ~57~  ~58~  ~59~  ~60~  ~61~  ~62~  ~63~  ~64~  ~65~  ~66~  ~67~  ~68~  ~69~  ~70~  ~71~  ~72~  ~73~  ~74~  ~75~  ~76~  ~77~  ~78~  ~79~  ~80~  ~81~  ~82~  ~83~  ~84~  ~85~  ~86~  ~87~  ~88~  ~89~  ~90~  ~91~  ~92~  ~93~  ~94~  ~95~  ~96~  ~97~  ~98~  ~99~  ~100~