![]() |
Реклама
|
![]() ЭЛЕМЕНТЫ УЧЕНИЯ ОБ ЭВОЛЮЦИИ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ И ФИЛОСОФИИ XVII-XVIII ввЧто понимать под элементами эволюционизма?Какие же обобщения, сделанные натуралистами и философами этой эпохи, могут рассматриваться в качестве элементов эволюционизма? В какой плоскости следует вообще говорить об элементах эволюционизма, в какую конкретную форму эти элементы отливались, на какой фактический материал опирались, как широко они были распространены, как отразилась в них; борьба материализма и идеализма, каков их удельный вес в общем мировоззрении естествоиспытателей и философов XVIII в.? Приступая к рассмотрению этих вопросов, необходимо отметить следующие два момента, важные в методологическом отношении. История эволюционной идеи сама часто изображается в духе вульгарного плоского эволюционизма. Некоторые историки биологии ищут вначале смутный проблеск идеи, гениальное предвидение, - затем показывают, как эта же самая идея обрастает фактами, становится более обоснованной, приближается к нашим современным представлениям; наконец, все та же эволюционная идея стоит перед нами в полном, развернутом виде. Конечно, при этом учитывают уровень знаний той или иной эпохи, подчеркивают большую или меньшую близость идеи к современным воззрениям, но в тени остается основное - качественное своеобразие того, что мы называем эволюционной идеей на различных этапах ее исторического развития. А ведь так называемые зачатки идеи развития в античном мире, элементу эволюционизма в XVII-XVIII вв., эволюционизм второй половины XIX в. - все это явления, отличные не только в количественном, но прежде всего в, качественном отношении. На первый взгляд эта оговорка могла бы показаться излишней, но разве не являются общераспространенными попытки многих исследователей обнаружить одну и ту же идею, например идею отбора и борьбы за существование и у древнегреческих философов, и у французских философов - материалистов XVIII в. и, наконец, в развернутом виде у Чарльза Дарвина. А ведь эта идея представлена в разные эпохи на совершенно различной и эмпирической и философской основе! Сходство, к тому же в большинстве случаев крайне поверхностное сходство по форме, еще не является сходством по существу. ~1~ ~2~ ~3~ ~4~ ~5~ ~6~ ~7~ ~8~ ~9~ ~10~ ~11~ ~12~ ~13~ ~14~ ~15~ ~16~ ~17~ ~18~ ~19~ ~20~ ~21~ ~22~ ~23~ ~24~ ~25~ ~26~ ~27~ ~28~ ~29~ ~30~ ~31~ ~32~ ~33~ ~34~ ~35~ ~36~ ~37~ ~38~ ~39~ ~40~ ~41~ ~42~ ~43~ ~44~ ~45~ ~46~ ~47~ ~48~ ~49~ ~50~ ~51~ ~52~ ~53~ ~54~ ~55~ ~56~ ~57~ ~58~ ~59~ ~60~ ~61~ ~62~ ~63~ ~64~ ~65~ ~66~ ~67~ ~68~ ~69~ ~70~ ~71~ ~72~ ~73~ ~74~ ~75~ ~76~ ~77~ ~78~ ~79~ ~80~ ~81~ ~82~ ~83~ ~84~ ~85~ ~86~ ~87~ ~88~ ~89~ ~90~ ~91~ ~92~ ~93~ ~94~ ~95~ ~96~ ~97~ ~98~ ~99~ ~100~ |
Реклама
"> |