ЭЛЕМЕНТЫ УЧЕНИЯ ОБ ЭВОЛЮЦИИ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ И ФИЛОСОФИИ XVII-XVIII вв

Что понимать под элементами эволюционизма?

Какие же обобщения, сделанные натуралистами и философами этой эпохи, могут рассматриваться в качестве элементов эволюционизма? В какой плоскости следует вообще говорить об элементах эволюционизма, в какую конкретную форму эти элементы отливались, на какой фактический материал опирались, как широко они были распространены, как отразилась в них; борьба материализма и идеализма, каков их удельный вес в общем мировоззрении естествоиспытателей и философов XVIII в.?

Приступая к рассмотрению этих вопросов, необходимо отметить следующие два момента, важные в методологическом отношении.

История эволюционной идеи сама часто изображается в духе вульгарного плоского эволюционизма. Некоторые историки биологии ищут вначале смутный проблеск идеи, гениальное предвидение, - затем показывают, как эта же самая идея обрастает фактами, становится более обоснованной, приближается к нашим современным представлениям; наконец, все та же эволюционная идея стоит перед нами в полном, развернутом виде. Конечно, при этом учитывают уровень знаний той или иной эпохи, подчеркивают большую или меньшую близость идеи к современным воззрениям, но в тени остается основное - качественное своеобразие того, что мы называем эволюционной идеей на различных этапах ее исторического развития. А ведь так называемые зачатки идеи развития в античном мире, элементу эволюционизма в XVII-XVIII вв., эволюционизм второй половины XIX в. - все это явления, отличные не только в количественном, но прежде всего в, качественном отношении.

На первый взгляд эта оговорка могла бы показаться излишней, но разве не являются общераспространенными попытки многих исследователей обнаружить одну и ту же идею, например идею отбора и борьбы за существование и у древнегреческих философов, и у французских философов - материалистов XVIII в. и, наконец, в развернутом виде у Чарльза Дарвина. А ведь эта идея представлена в разные эпохи на совершенно различной и эмпирической и философской основе! Сходство, к тому же в большинстве случаев крайне поверхностное сходство по форме, еще не является сходством по существу.

~1~  ~2~  ~3~  ~4~  ~5~  ~6~  ~7~  ~8~  ~9~  ~10~  ~11~  ~12~  ~13~  ~14~  ~15~  ~16~  ~17~  ~18~  ~19~  ~20~  ~21~  ~22~  ~23~  ~24~  ~25~  ~26~  ~27~  ~28~  ~29~  ~30~  ~31~  ~32~  ~33~  ~34~  ~35~  ~36~  ~37~  ~38~  ~39~  ~40~  ~41~  ~42~  ~43~  ~44~  ~45~  ~46~  ~47~  ~48~  ~49~  ~50~  ~51~  ~52~  ~53~  ~54~  ~55~  ~56~  ~57~  ~58~  ~59~  ~60~  ~61~  ~62~  ~63~  ~64~  ~65~  ~66~  ~67~  ~68~  ~69~  ~70~  ~71~  ~72~  ~73~  ~74~  ~75~  ~76~  ~77~  ~78~  ~79~  ~80~  ~81~  ~82~  ~83~  ~84~  ~85~  ~86~  ~87~  ~88~  ~89~  ~90~  ~91~  ~92~  ~93~  ~94~  ~95~  ~96~  ~97~  ~98~  ~99~  ~100~