![]() |
Реклама
|
![]() Сложное и своеобразное переплетение всех указанных выше моментов и создавало те объективные противоречия, субъективные отражения которых мы встречаем так часто в произведениях натуралистов рассматриваемой эпохи. В произведениях натуралистов и философов XVII и особенно XVIII вв. мы находим обобщения, отходящие за рамки метафизического мышления, нахо дим отдельные блестки стихийной диалектики. Однако все те факторы, о которых мы говорили выше, в их совокупности неизбежно должны были приводить к тому, что эти обобщения могли быть представлены в произведениях мыслителей этой эпохи лишь отдельными, разрозненными, противоречивыми элементами. Эти отдельные элементы не могли изменить основного тона метафизического периода в развитии естествознания, хотя иногда они и звучат необычайно сильно, необыкновенно выразительно. Реально ощущаешь, читая произведения натуралистов XVIII в., как жива бьется в противоречиях человеческая мысль, как под давлением фактов ярко блещут сквозь пелену метафизики прекрасные огни стихийной диалектики. Все это делает понятным, почему мысли эволюционного порядка, возникшие на базе эмпирии и теоретического мышления XVIII в., неизбежно могли быть представлены лишь отдельными и противоречивыми элементами. Уточним теперь, что именно следует понимать под тем, что мы назвали элементами эволюционизма. Неполные эволюционные воззрения? Неразвитую идею эволюции? Все изложенное выше заставляет нас возражать против подобной трактовки вопроса. Считать ли этими элементами конкретные исследования, накопившийся в разных областях биологии - новый эмпирический материал свидетельствующий о развитии? На это мы также ответим отрицательно. Факты, конечно,- упрямая вещь, но одной их констатации мало, нужно уметь правильно их истолковать, обобщить. Под элементами эволюционизма мы будем понимать те обобщения, сделанные на основе исследования эмпирического материала, которые хотя бы частично и неполно, но отражали отдельные стороны процесса развития живой природы и которое, следовательно, в известном смысле, являлись как бы историческими предшественниками эволюционной концепции. ~1~ ~2~ ~3~ ~4~ ~5~ ~6~ ~7~ ~8~ ~9~ ~10~ ~11~ ~12~ ~13~ ~14~ ~15~ ~16~ ~17~ ~18~ ~19~ ~20~ ~21~ ~22~ ~23~ ~24~ ~25~ ~26~ ~27~ ~28~ ~29~ ~30~ ~31~ ~32~ ~33~ ~34~ ~35~ ~36~ ~37~ ~38~ ~39~ ~40~ ~41~ ~42~ ~43~ ~44~ ~45~ ~46~ ~47~ ~48~ ~49~ ~50~ ~51~ ~52~ ~53~ ~54~ ~55~ ~56~ ~57~ ~58~ ~59~ ~60~ ~61~ ~62~ ~63~ ~64~ ~65~ ~66~ ~67~ ~68~ ~69~ ~70~ ~71~ ~72~ ~73~ ~74~ ~75~ ~76~ ~77~ ~78~ ~79~ ~80~ ~81~ ~82~ ~83~ ~84~ ~85~ ~86~ ~87~ ~88~ ~89~ ~90~ ~91~ ~92~ ~93~ ~94~ ~95~ ~96~ ~97~ ~98~ ~99~ ~100~ |
Реклама
"> |