Важно подчеркнуть, что даже человек ставился в общий ряд с другими животными и о нем говорилось:

Итак, смирись же в гордости спесивой

И вечно помни, дух себялюбивый,

Что червь твой родич, брат твой - муравей.

Как бы метафизично не трактовал лестницу Боннэ, нужно отдать должное таким его словам: Обезьяна - набросок человека, грубый набросок, несовершенная картина, но картина сходная. Большой промежуток, отделяющий человека от различных четвероногих, заполнен обезьянами и животными сходными с обезьянами.

Более углубленное знакомство с эмпирическим материалом - уже в конце XVIII в. - приводило ряд исследователей к отрицанию лестничного расположения форм и к попыткам установления более сложных схем. Это связано, в первую очередь с углублением сравнительно - анатомических работ с исследованиями Вик Дазира, Добантона, Блюмёнбаха и других ученых, которые ставят под сомнение непрерывность серии и развенчивают некоторые наивные формы лестницы существ, трактовавшиеся как переходные. Укажем, например, на Ласепеда, который писал, что природа вместо того, чтобы расположить объекты по одной единственной линии, сгруппировала их и соединила различнейшим способом при помощи бесчисленных отношений. Батш говорит о том, что сродство между организмами выявляется не в форме лестницы, но путем многочисленных переходов в разные стороны образуется сеть. Кювье в 1800 г., возражая против идеи лестницы, отмечает, что нужно было бы образовать столько серий, сколько было взято различных органов, и, чтобы создать одну общую лестницу усовершенствования, нужно было бы высчитать эффект, вытекающий из каждой возможной комбинации органов, что почти немыслимо.

Следует отметить, что даже у Боннэ (Oeuvres, t. VII, стр. 130 и др.) возникала мысль, не следует ли кое-где разветвлять серию форм, и он иногда пишет об условности прямолинейной градации повышения уровня организации живых существ не мог быть отрицаем.

~1~  ~2~  ~3~  ~4~  ~5~  ~6~  ~7~  ~8~  ~9~  ~10~  ~11~  ~12~  ~13~  ~14~  ~15~  ~16~  ~17~  ~18~  ~19~  ~20~  ~21~  ~22~  ~23~  ~24~  ~25~  ~26~  ~27~  ~28~  ~29~  ~30~  ~31~  ~32~  ~33~  ~34~  ~35~  ~36~  ~37~  ~38~  ~39~  ~40~  ~41~  ~42~  ~43~  ~44~  ~45~  ~46~  ~47~  ~48~  ~49~  ~50~  ~51~  ~52~  ~53~  ~54~  ~55~  ~56~  ~57~  ~58~  ~59~  ~60~  ~61~  ~62~  ~63~  ~64~  ~65~  ~66~  ~67~  ~68~  ~69~  ~70~  ~71~  ~72~  ~73~  ~74~  ~75~  ~76~  ~77~  ~78~  ~79~  ~80~  ~81~  ~82~  ~83~  ~84~  ~85~  ~86~  ~87~  ~88~  ~89~  ~90~  ~91~  ~92~  ~93~  ~94~  ~95~  ~96~  ~97~  ~98~  ~99~  ~100~