Весьма метафизическое определение прототипа дает и Робинэ: Прототип, - пишет он, - это модель, представляющая существо в его минимальном содержании; это неисчерпаемый фонд модификации. Прототип - это интеллектуальный принцип, изменяющийся лишь при своем осуществлении в материю.

Абстрактно - морфологическую трактовку прототипа мы находим и в естественнонаучных сочинениях великого немецкого поэта Гёте.

Однако идея прототипа встречается и в иной модификации. Идеей единства органического мира проникнуто сочинение Ламеттри с характерным названием Человек - растение. В сочинении Дидро: Мысли к объяснению природы, прототип трактуется как некое реальное первичное существо.

Мы пишем в известном смысле потому, что эта характеристика должна быть отнесена прежде всего к более раннему периоду творчества Жоффруа Сент-Илера, а не к тому периоду, когда он приблизился к эволюционному. Кроме того, если на определенном этапе эволюционная идея не оказывала воздействия на развиваемую Жоффруа Сент-Илером идею единства строения, то нужно не забывать, что именно его сравнительно - анатомические работы сыграли большую роль в обосновании морфологических доказательств эволюции.

По-видимому, природе свойственно разнообразить один и тот же механизм бесконечным числом различных способов. Рассматривая царство животных, можно подметить, что среди четвероногих нет ни одного животного, функции и органы которого - в особенности это относится к внутренним органам - не совпадали бы с функциями и органами другого четвероногого, и тогда можно охотно поверить, что некогда существовало лишь первоживотное, прототип всех животных, и природа только увеличивала, уменьшала, трансформировала, умножала, ликвидировала го известные органы К В другом труде Дидро, ссылаясь на работы Кампера, пишет, что от одной единственной модели можно путем анатомических трансформаций произвести ряд животных от человека до аиста. У некоторых натуралистов мы встречаем представление о прототипе не в абстрактном смысле, а в более реалистическом оформлении.

~1~  ~2~  ~3~  ~4~  ~5~  ~6~  ~7~  ~8~  ~9~  ~10~  ~11~  ~12~  ~13~  ~14~  ~15~  ~16~  ~17~  ~18~  ~19~  ~20~  ~21~  ~22~  ~23~  ~24~  ~25~  ~26~  ~27~  ~28~  ~29~  ~30~  ~31~  ~32~  ~33~  ~34~  ~35~  ~36~  ~37~  ~38~  ~39~  ~40~  ~41~  ~42~  ~43~  ~44~  ~45~  ~46~  ~47~  ~48~  ~49~  ~50~  ~51~  ~52~  ~53~  ~54~  ~55~  ~56~  ~57~  ~58~  ~59~  ~60~  ~61~  ~62~  ~63~  ~64~  ~65~  ~66~  ~67~  ~68~  ~69~  ~70~  ~71~  ~72~  ~73~  ~74~  ~75~  ~76~  ~77~  ~78~  ~79~  ~80~  ~81~  ~82~  ~83~  ~84~  ~85~  ~86~  ~87~  ~88~  ~89~  ~90~  ~91~  ~92~  ~93~  ~94~  ~95~  ~96~  ~97~  ~98~  ~99~  ~100~