Естественное возникновение органической целесообразности

Но, разумеется, следует подчеркнуть следующее основное отличие этой идеи от исторической точки зрения на возникновение первых организмов. Самозарождение трактуется не как возникновение живого вещества из других форм материи в процессе эволюции самой материи, а как одновременное (или хотя бы в принципе одноврёменно возможное) возникновение самых разнообразных форм жизни из каких-то исходных веществ. Вопрос об исторической связи между разными организмами здесь не ставится. Но мы увидим дальше, как Ламарк включит идею самозарождения в иной контекст и сделаем ее составной частью своей эволюционной концепции.

Одним из препятствий на пути признания изменчивости животных и растительных форм была в XVII- XVIII вв. ходовая телеология. Мудрость телеологов сводилась к тому, чтобы целесообразность - приспособленность в строении и функциях организмов привлечь для демонстрации предусмотрительности всемогущего творца.

В разделе, посвященном характеристике мировоззрения натуралистов этой эпохи, мы назвали ряд телеологических сочинений, широко распространенных в XVIII в. и в начале XIX в., привели образчики типичных телеологических высказываний. Ходовую телеологию иногда высмеивали. Вспомним хотя бы замечательного Кандида, в котором Вольтер высмеивал метафизико - теолого - космологонигологию. Но одной насмешкой вопрос не решался, целесообразность организмов продолжала оставаться загадкой, а наличие телеологических взглядов у многих философов и натуралистов являлось одной из важнейших причин, мешавших им признать эволюционную изменчивость органических форм. Призрак извечной целесообразности стоял на пути эволюционного учения.

Нужно вспомнить слова Чарлза Дарвина о том, каким большим препятствием на пути признания изменчивости видов была и для него органическая целесообразность в ее телеологическом истолковании. Об этом см. в письме Дарвина к Аза-Грею от 5 сентября 1857 г. и в Автобиографии Дарвина.

На этом фоне особенное значение приобретали выступления антителеологические, попытки показать, что органическая целесообразность не создана, а возникла естественным путем, в результате браковки дисгармоничных организмов.

~1~  ~2~  ~3~  ~4~  ~5~  ~6~  ~7~  ~8~  ~9~  ~10~  ~11~  ~12~  ~13~  ~14~  ~15~  ~16~  ~17~  ~18~  ~19~  ~20~  ~21~  ~22~  ~23~  ~24~  ~25~  ~26~  ~27~  ~28~  ~29~  ~30~  ~31~  ~32~  ~33~  ~34~  ~35~  ~36~  ~37~  ~38~  ~39~  ~40~  ~41~  ~42~  ~43~  ~44~  ~45~  ~46~  ~47~  ~48~  ~49~  ~50~  ~51~  ~52~  ~53~  ~54~  ~55~  ~56~  ~57~  ~58~  ~59~  ~60~  ~61~  ~62~  ~63~  ~64~  ~65~  ~66~  ~67~  ~68~  ~69~  ~70~  ~71~  ~72~  ~73~  ~74~  ~75~  ~76~  ~77~  ~78~  ~79~  ~80~  ~81~  ~82~  ~83~  ~84~  ~85~  ~86~  ~87~  ~88~  ~89~  ~90~  ~91~  ~92~  ~93~  ~94~  ~95~  ~96~  ~97~  ~98~  ~99~  ~100~