Реклама
|
С этой точки зрения очень важны выступления французских философов - материалистов. Совершенство не является делом одного дня в области природы так же, как и в области искусства. Материи пришлось пройти через бесчисленное количество всяких комбинаций, прежде чем она достигала той единственной, из которой могло выйти совершенное животное, - пишет Ламеттри. На телеологию обрушивается Дидро, который говорит о глупости некоторых защитников учения о конечных причинах. Можно ли найти здесь повод для прославления мнимого творца? Если все, что существует в данное время есть необходимое следствие своего прошлого состояния, то тут не о чем говорить. Если же желают из этого сделать чудо творения какого-то бесконечно мудрого и всемогущего существа, то в этом нет никакого смысла. Далее Дидро развивает ту мысль, что в природе противоречивые существа - уроды погибают, а сохраняется лишь то, что более или менее гармонирует с природой. Впрочем, деист Вольтер, высмеивавший примитивные, антропоцентрические формы телеологии, сам был не чужд более тонким формам телеологии. Например, Вольтер писал: Строгий порядок и целесообразность мира есть вместе с тем и самое положительное доказательство ,бытия божия; никто не поколеблет во мне этого убеждения. Каждое творение свидетельствует о своем творце. В другом произведении Вольтер утверждает; Подумайте о том, как эти бесконечные миры, движущиеся 6 бесконечном пространстве, повинуются строго математическим законам. Следовательно, существует великий математик, или - как называл его Платон - вечный геометр (Цит. по кн.: К. Н. Державин. Вольтер, М.1946, стр. 106). Что такое урод?- вопрошает Дидро и отвечает: Это существо, длительное существование которого несовместимо с наличным порядком. Но общий порядок вещей непрерывно изменяется. Как же может оставаться неизменной продолжительность существования вида посреди всех этих перемен? Снова возвращаясь к этой мысли, Дидро говорит о существовании в природе противоречивых существ и пишет: Это - такие существа, организация которых не гармонирует с остальной частью вселенной. Порождающая их слепая природа истребляет их. Она оставляет лишь те из них, которые могут более или менее сносно существовать совместно со столь прославляемым панегиристами природы общим порядком. ~1~ ~2~ ~3~ ~4~ ~5~ ~6~ ~7~ ~8~ ~9~ ~10~ ~11~ ~12~ ~13~ ~14~ ~15~ ~16~ ~17~ ~18~ ~19~ ~20~ ~21~ ~22~ ~23~ ~24~ ~25~ ~26~ ~27~ ~28~ ~29~ ~30~ ~31~ ~32~ ~33~ ~34~ ~35~ ~36~ ~37~ ~38~ ~39~ ~40~ ~41~ ~42~ ~43~ ~44~ ~45~ ~46~ ~47~ ~48~ ~49~ ~50~ ~51~ ~52~ ~53~ ~54~ ~55~ ~56~ ~57~ ~58~ ~59~ ~60~ ~61~ ~62~ ~63~ ~64~ ~65~ ~66~ ~67~ ~68~ ~69~ ~70~ ~71~ ~72~ ~73~ ~74~ ~75~ ~76~ ~77~ ~78~ ~79~ ~80~ ~81~ ~82~ ~83~ ~84~ ~85~ ~86~ ~87~ ~88~ ~89~ ~90~ ~91~ ~92~ ~93~ ~94~ ~95~ ~96~ ~97~ ~98~ ~99~ ~100~ |
Реклама
"> |