С этой точки зрения очень важны выступления французских философов - материалистов. Совершенство не является делом одного дня в области природы так же, как и в области искусства. Материи пришлось пройти через бесчисленное количество всяких комбинаций, прежде чем она достигала той единственной, из которой могло выйти совершенное животное, - пишет Ламеттри.

На телеологию обрушивается Дидро, который говорит о глупости некоторых защитников учения о конечных причинах. Можно ли найти здесь повод для прославления мнимого творца? Если все, что существует в данное время есть необходимое следствие своего прошлого состояния, то тут не о чем говорить. Если же желают из этого сделать чудо творения какого-то бесконечно мудрого и всемогущего существа, то в этом нет никакого смысла. Далее Дидро развивает ту мысль, что в природе противоречивые существа - уроды погибают, а сохраняется лишь то, что более или менее гармонирует с природой.

Впрочем, деист Вольтер, высмеивавший примитивные, антропоцентрические формы телеологии, сам был не чужд более тонким формам телеологии. Например, Вольтер писал: Строгий порядок и целесообразность мира есть вместе с тем и самое положительное доказательство ,бытия божия; никто не поколеблет во мне этого убеждения. Каждое творение свидетельствует о своем творце. В другом произведении Вольтер утверждает; Подумайте о том, как эти бесконечные миры, движущиеся 6 бесконечном пространстве, повинуются строго математическим законам. Следовательно, существует великий математик, или - как называл его Платон - вечный геометр (Цит. по кн.: К. Н. Державин. Вольтер, М.1946, стр. 106).

Что такое урод?- вопрошает Дидро и отвечает: Это существо, длительное существование которого несовместимо с наличным порядком. Но общий порядок вещей непрерывно изменяется. Как же может оставаться неизменной продолжительность существования вида посреди всех этих перемен? Снова возвращаясь к этой мысли, Дидро говорит о существовании в природе противоречивых существ и пишет: Это - такие существа, организация которых не гармонирует с остальной частью вселенной. Порождающая их слепая природа истребляет их. Она оставляет лишь те из них, которые могут более или менее сносно существовать совместно со столь прославляемым панегиристами природы общим порядком.

~1~  ~2~  ~3~  ~4~  ~5~  ~6~  ~7~  ~8~  ~9~  ~10~  ~11~  ~12~  ~13~  ~14~  ~15~  ~16~  ~17~  ~18~  ~19~  ~20~  ~21~  ~22~  ~23~  ~24~  ~25~  ~26~  ~27~  ~28~  ~29~  ~30~  ~31~  ~32~  ~33~  ~34~  ~35~  ~36~  ~37~  ~38~  ~39~  ~40~  ~41~  ~42~  ~43~  ~44~  ~45~  ~46~  ~47~  ~48~  ~49~  ~50~  ~51~  ~52~  ~53~  ~54~  ~55~  ~56~  ~57~  ~58~  ~59~  ~60~  ~61~  ~62~  ~63~  ~64~  ~65~  ~66~  ~67~  ~68~  ~69~  ~70~  ~71~  ~72~  ~73~  ~74~  ~75~  ~76~  ~77~  ~78~  ~79~  ~80~  ~81~  ~82~  ~83~  ~84~  ~85~  ~86~  ~87~  ~88~  ~89~  ~90~  ~91~  ~92~  ~93~  ~94~  ~95~  ~96~  ~97~  ~98~  ~99~  ~100~