Антителеологические мотивы были очень сильны у Бюффона. Они не ограничивались критикой антропоцентрической телеологии. Сошлемся на малоизвестные отрывки из его Естественной истории. Возражая против мысли о конечных причинах, Бюффон пишет, что сторонники этой мысли не обращают внимания на то, что они принимают результат за причину. В другом месте Бюффон подчеркивает, что все тела несовершенно организованные, все дефективные виды (especes defectueu-ses) уничтожаются и остаются, как они до сегодня и сохранились, только формы наиболее мощные, наиболее совершенные как среди животных, так и среди растений. Бюффон придавал значение случайнрсти в образовании органических тел, случайным сочетаниям материи: Все происходит так на протяжении времени все сочетается.

Представления о браковке выступают часто в дополнение к идее самозарождения, ибо очевидно, что формы, возникающие путем самозарождения, не обязательно будут гармоничными и здесь, следовательно, открывается поле для массовой браковки организмов. Эта антителеологичекая концепция сыграла положительную роль в деле подготовки учения о развитии живой природы.

Таковы те элементы эволюционизма, с которыми мы встречаемся в произведениях натуралистов и философов XVII-XVIII вв.

Подведем итоги. Элементы эволюционизма отражали, неполно и противоречиво, историческую динамику органического мира. Они не приводили ещек созданию целостной эволюционной концепции, не могли полностью уничтожить метафизических способов мышления, но значение их ;гем не менее было велико. Правильно оценить эти элементы эволюционизма мы можем, только учтя всю противоречивость обстановки. Следует помнить, что эти элементы в воззрениях мыслителей XVII-XVIII вв. были лишь отдельными моментами, не связанными в одно целое, не освещенными единой точкой зрения и чаще всего противоречившими общему метафизическому складу мышления того или иного натуралиста.

~1~  ~2~  ~3~  ~4~  ~5~  ~6~  ~7~  ~8~  ~9~  ~10~  ~11~  ~12~  ~13~  ~14~  ~15~  ~16~  ~17~  ~18~  ~19~  ~20~  ~21~  ~22~  ~23~  ~24~  ~25~  ~26~  ~27~  ~28~  ~29~  ~30~  ~31~  ~32~  ~33~  ~34~  ~35~  ~36~  ~37~  ~38~  ~39~  ~40~  ~41~  ~42~  ~43~  ~44~  ~45~  ~46~  ~47~  ~48~  ~49~  ~50~  ~51~  ~52~  ~53~  ~54~  ~55~  ~56~  ~57~  ~58~  ~59~  ~60~  ~61~  ~62~  ~63~  ~64~  ~65~  ~66~  ~67~  ~68~  ~69~  ~70~  ~71~  ~72~  ~73~  ~74~  ~75~  ~76~  ~77~  ~78~  ~79~  ~80~  ~81~  ~82~  ~83~  ~84~  ~85~  ~86~  ~87~  ~88~  ~89~  ~90~  ~91~  ~92~  ~93~  ~94~  ~95~  ~96~  ~97~  ~98~  ~99~  ~100~