![]() |
Реклама
|
![]() Антителеологические мотивы были очень сильны у Бюффона. Они не ограничивались критикой антропоцентрической телеологии. Сошлемся на малоизвестные отрывки из его Естественной истории. Возражая против мысли о конечных причинах, Бюффон пишет, что сторонники этой мысли не обращают внимания на то, что они принимают результат за причину. В другом месте Бюффон подчеркивает, что все тела несовершенно организованные, все дефективные виды (especes defectueu-ses) уничтожаются и остаются, как они до сегодня и сохранились, только формы наиболее мощные, наиболее совершенные как среди животных, так и среди растений. Бюффон придавал значение случайнрсти в образовании органических тел, случайным сочетаниям материи: Все происходит так на протяжении времени все сочетается. Представления о браковке выступают часто в дополнение к идее самозарождения, ибо очевидно, что формы, возникающие путем самозарождения, не обязательно будут гармоничными и здесь, следовательно, открывается поле для массовой браковки организмов. Эта антителеологичекая концепция сыграла положительную роль в деле подготовки учения о развитии живой природы. Таковы те элементы эволюционизма, с которыми мы встречаемся в произведениях натуралистов и философов XVII-XVIII вв. Подведем итоги. Элементы эволюционизма отражали, неполно и противоречиво, историческую динамику органического мира. Они не приводили ещек созданию целостной эволюционной концепции, не могли полностью уничтожить метафизических способов мышления, но значение их ;гем не менее было велико. Правильно оценить эти элементы эволюционизма мы можем, только учтя всю противоречивость обстановки. Следует помнить, что эти элементы в воззрениях мыслителей XVII-XVIII вв. были лишь отдельными моментами, не связанными в одно целое, не освещенными единой точкой зрения и чаще всего противоречившими общему метафизическому складу мышления того или иного натуралиста. ~1~ ~2~ ~3~ ~4~ ~5~ ~6~ ~7~ ~8~ ~9~ ~10~ ~11~ ~12~ ~13~ ~14~ ~15~ ~16~ ~17~ ~18~ ~19~ ~20~ ~21~ ~22~ ~23~ ~24~ ~25~ ~26~ ~27~ ~28~ ~29~ ~30~ ~31~ ~32~ ~33~ ~34~ ~35~ ~36~ ~37~ ~38~ ~39~ ~40~ ~41~ ~42~ ~43~ ~44~ ~45~ ~46~ ~47~ ~48~ ~49~ ~50~ ~51~ ~52~ ~53~ ~54~ ~55~ ~56~ ~57~ ~58~ ~59~ ~60~ ~61~ ~62~ ~63~ ~64~ ~65~ ~66~ ~67~ ~68~ ~69~ ~70~ ~71~ ~72~ ~73~ ~74~ ~75~ ~76~ ~77~ ~78~ ~79~ ~80~ ~81~ ~82~ ~83~ ~84~ ~85~ ~86~ ~87~ ~88~ ~89~ ~90~ ~91~ ~92~ ~93~ ~94~ ~95~ ~96~ ~97~ ~98~ ~99~ ~100~ |
Реклама
"> |