В сочинениях Бюффона или Ласепеда, Робинэ или Гольбаха мысли эволюционного порядка лишь вкраплены. Зачастую эти мысли высказываются только как одно из возможных предположений наряду с другими, как поисковая, пробная постановка вопроса. Нередко на разных страницах одного и того же сочинения встречаются противоположные представления.

Но не в этом одном противоречивость положения. Многие из этих элементов эволюционизма как бы внутренне противоречивы. Метафизическая форма элемента находится в ярном противоречии с конкретной, живой действительностью, которую данный элемент должен был теоретически осмыслить. Излагая элементы эволюционизма, мы достаточно подчеркивали этот момент - это особенно ясно проявляется в представлении о лестнице существ.

Наконец, не меняет существенно положения вещей и то обстоятельство, что у некоторых натуралистов и философов сосуществуют одновременно ряд элементов эволюционизма. Так, у Бюффона мы встретим, например, и идею лестницы существ, и антителеологизм, и представления об изменчивости органических видов в известных пределах и указание на значение фактора времени в изменении организмов. В произведениях Дидро имеется и утверждение, что виды преходящи, и идея прототипа, и признание самозарождения, и лестница существ, яркий антителеологизм.

Нужно отметить также, что характер самых элементов эволюционизма несколько изменялся на протяжение рассматриваемого периода, по мере развития передовой философской мысли и роста естественнонаучных знаний. Элементы эволюционизма все больше и больше обрастают эмпирической плотью и кровью, звучат все более выразительно.

Тем не менее противоречивость, о которой говорилось выше, не снимается. При всех успехах естествознания, эмпирическая база оказывается еще недостаточной, а главное, отдельные элементы эволюционизма не приведены к одному историческому.знаменателю и существуют без необходимой внутренней связи между собой. Поэтому хотя мы и должны учитывать большое, значение этих элементов эволюционизма, как мыслительного материала, исторически предшествовавшего эволюционной концепции, но в то же время надо помнить, что до целостного эволюционного учения дело не доходит.

Первым создателем целостного эволюционого учения явился великий французский натуралист Жан-Батист Ламарк.

Хорошо понял качественное своеобразие элементов учения об эволюции в трудах мыслителей XVIII в И. И. Мечников. У него мы встречаем, например, такую меткую формулировку: Мы знаем также, что рядом с понятием о виде еще обособилось представление о разновидности или расе как о воплощении изменчивости, и, кроме того, еще видим, что, независимо от вопроса о происхождении видов, в восемнадцатом столетии стади говорить о стиле и общем плане построения животных и о разветвленной форме схематического изображения взаимного родства организмов.

~1~  ~2~  ~3~  ~4~  ~5~  ~6~  ~7~  ~8~  ~9~  ~10~  ~11~  ~12~  ~13~  ~14~  ~15~  ~16~  ~17~  ~18~  ~19~  ~20~  ~21~  ~22~  ~23~  ~24~  ~25~  ~26~  ~27~  ~28~  ~29~  ~30~  ~31~  ~32~  ~33~  ~34~  ~35~  ~36~  ~37~  ~38~  ~39~  ~40~  ~41~  ~42~  ~43~  ~44~  ~45~  ~46~  ~47~  ~48~  ~49~  ~50~  ~51~  ~52~  ~53~  ~54~  ~55~  ~56~  ~57~  ~58~  ~59~  ~60~  ~61~  ~62~  ~63~  ~64~  ~65~  ~66~  ~67~  ~68~  ~69~  ~70~  ~71~  ~72~  ~73~  ~74~  ~75~  ~76~  ~77~  ~78~  ~79~  ~80~  ~81~  ~82~  ~83~  ~84~  ~85~  ~86~  ~87~  ~88~  ~89~  ~90~  ~91~  ~92~  ~93~  ~94~  ~95~  ~96~  ~97~  ~98~  ~99~  ~100~