Реклама
|
В сочинениях Бюффона или Ласепеда, Робинэ или Гольбаха мысли эволюционного порядка лишь вкраплены. Зачастую эти мысли высказываются только как одно из возможных предположений наряду с другими, как поисковая, пробная постановка вопроса. Нередко на разных страницах одного и того же сочинения встречаются противоположные представления. Но не в этом одном противоречивость положения. Многие из этих элементов эволюционизма как бы внутренне противоречивы. Метафизическая форма элемента находится в ярном противоречии с конкретной, живой действительностью, которую данный элемент должен был теоретически осмыслить. Излагая элементы эволюционизма, мы достаточно подчеркивали этот момент - это особенно ясно проявляется в представлении о лестнице существ. Наконец, не меняет существенно положения вещей и то обстоятельство, что у некоторых натуралистов и философов сосуществуют одновременно ряд элементов эволюционизма. Так, у Бюффона мы встретим, например, и идею лестницы существ, и антителеологизм, и представления об изменчивости органических видов в известных пределах и указание на значение фактора времени в изменении организмов. В произведениях Дидро имеется и утверждение, что виды преходящи, и идея прототипа, и признание самозарождения, и лестница существ, яркий антителеологизм. Нужно отметить также, что характер самых элементов эволюционизма несколько изменялся на протяжение рассматриваемого периода, по мере развития передовой философской мысли и роста естественнонаучных знаний. Элементы эволюционизма все больше и больше обрастают эмпирической плотью и кровью, звучат все более выразительно. Тем не менее противоречивость, о которой говорилось выше, не снимается. При всех успехах естествознания, эмпирическая база оказывается еще недостаточной, а главное, отдельные элементы эволюционизма не приведены к одному историческому.знаменателю и существуют без необходимой внутренней связи между собой. Поэтому хотя мы и должны учитывать большое, значение этих элементов эволюционизма, как мыслительного материала, исторически предшествовавшего эволюционной концепции, но в то же время надо помнить, что до целостного эволюционного учения дело не доходит. Первым создателем целостного эволюционого учения явился великий французский натуралист Жан-Батист Ламарк. Хорошо понял качественное своеобразие элементов учения об эволюции в трудах мыслителей XVIII в И. И. Мечников. У него мы встречаем, например, такую меткую формулировку: Мы знаем также, что рядом с понятием о виде еще обособилось представление о разновидности или расе как о воплощении изменчивости, и, кроме того, еще видим, что, независимо от вопроса о происхождении видов, в восемнадцатом столетии стади говорить о стиле и общем плане построения животных и о разветвленной форме схематического изображения взаимного родства организмов. ~1~ ~2~ ~3~ ~4~ ~5~ ~6~ ~7~ ~8~ ~9~ ~10~ ~11~ ~12~ ~13~ ~14~ ~15~ ~16~ ~17~ ~18~ ~19~ ~20~ ~21~ ~22~ ~23~ ~24~ ~25~ ~26~ ~27~ ~28~ ~29~ ~30~ ~31~ ~32~ ~33~ ~34~ ~35~ ~36~ ~37~ ~38~ ~39~ ~40~ ~41~ ~42~ ~43~ ~44~ ~45~ ~46~ ~47~ ~48~ ~49~ ~50~ ~51~ ~52~ ~53~ ~54~ ~55~ ~56~ ~57~ ~58~ ~59~ ~60~ ~61~ ~62~ ~63~ ~64~ ~65~ ~66~ ~67~ ~68~ ~69~ ~70~ ~71~ ~72~ ~73~ ~74~ ~75~ ~76~ ~77~ ~78~ ~79~ ~80~ ~81~ ~82~ ~83~ ~84~ ~85~ ~86~ ~87~ ~88~ ~89~ ~90~ ~91~ ~92~ ~93~ ~94~ ~95~ ~96~ ~97~ ~98~ ~99~ ~100~ |
Реклама
"> |