Говоря о ламарковской трактовке законов природы, нельзя не отметить характерного для него отрицания случайности. Разве не известно, что слово случай свидетельствует только о нашем незнании причин - утверждает Ламарк.

Ламарк прав, выдвигая везде на первое место категорию объективной необходимости, объективные законы развития. Но он не прав, отрицая случайность, понимая под случайностью только наше незнание причин того или иного явления. Для Ламарка это отрицание случайности весьма характерно и вытекает из особенностей его деистической интерпретации природы, из его переоценки гармонии. Он метафизически трактует случайность и необходимость как две категории, в.заимно исключающие друг друга. Как известно, диалектический материализм считает, что в природе и обществе господствует необходимость, закономерности, но не отрицает и объективного существования случайности, как дополнения и формы проявления необходимости, понимание чего имеет огромное значение и в трактовке вопросов эволюции органического мира.

В понятие природа Ламарк включает, как указывалось выше, также пространство и время. Ламарк (следуя Ньютону) считает пространство и время объективной реальностью и в этом отношении стоит на материалистических позициях. Но дальше Ламарк повторяет ошибку Ньютона, абстрагируя пространство и время как нечто внешнее по отношению к материи и движению. Пространство и время в его понимани это не основные формы всякого бытия, а особые оторванные от материи категории, отнесенные даже к разным рубрикам - материя входит в состав вселенной, а пространство и время в состав природы.

Диалектический материализм понимает время и пространство как объективную реальность, как основные формы существования движущейся материи. Если в трактовке этих основных элементов мироздания Ламарк не может обойтись без первопричины и отдает дань верховному творцу, то этим роль творца в воззрениях Ламарка и ограничивается. Ламарк в дальнейшем неумолимо выдворяет творца из прирады, нигде не вмешивает его в дела вселенной, объясняет природу из самой себя, исходя из господствующей в ней причинной необходимости и объективных закономерностей.

~1~  ~2~  ~3~  ~4~  ~5~  ~6~  ~7~  ~8~  ~9~  ~10~  ~11~  ~12~  ~13~  ~14~  ~15~  ~16~  ~17~  ~18~  ~19~  ~20~  ~21~  ~22~  ~23~  ~24~  ~25~  ~26~  ~27~  ~28~  ~29~  ~30~  ~31~  ~32~  ~33~  ~34~  ~35~  ~36~  ~37~  ~38~  ~39~  ~40~  ~41~  ~42~  ~43~  ~44~  ~45~  ~46~  ~47~  ~48~  ~49~  ~50~  ~51~  ~52~  ~53~  ~54~  ~55~  ~56~  ~57~  ~58~  ~59~  ~60~  ~61~  ~62~  ~63~  ~64~  ~65~  ~66~  ~67~  ~68~  ~69~  ~70~  ~71~  ~72~  ~73~  ~74~  ~75~  ~76~  ~77~  ~78~  ~79~  ~80~  ~81~  ~82~  ~83~  ~84~  ~85~  ~86~  ~87~  ~88~