Если Ламарк уступает в последовательности передовым представителям французской материалистической философии XVIII в., то он в то же время идет дальше них в преодолении метафизических воззрений на природу, ибо напомним еще раз, что своеобразная ограниченность этого материализма заключается в неспособности его понять мир как процесс, как такую материю, которая находится в непрерывном историческом развитии. Это соответствовало тогдашнему состоянию естествознания и связанному с ним метафизическому, т. е. антидиалектическому, методу философского мышления Ламарк пошел дальше и понял мир как процесс непрерывного исторического развития. Это было обусловлено не только огромным опытом натуралиста, возможностью опереться на сильно возросший к началу XIX в., фактический материал, но в известной степени и особенностями его мировоззрения. Механистический материализм (как в его деистической, так и в атеистической форме) в принципе допускает представление о вечном изменении природы, но происходящему только по замкнутому кругу. Ламарк не стал на этот путь: его материализм (в деистическом облачении) вступил в период, когда господствовала проповедь узкого эмпиризма и отказа оз-широких обобщающих идей, Ламарк решительно ориентирует науку на то, чтобы из-за частностей не терять перспективы целого, разрешать важнейшие общие вопросы естествознания и философии приблизиться к познанию происхождения, взаимоотношений, способа существования всех созданий природы.

Разрешая эти большие и волнующие вопросы естествознания, Ламарк обнаруживает огромную смелость и последовательность мысли. Ему был чужд какой бы то ни было агностицизм, он был убежден в безграничных возможностях человеческого познания. Ламарк горячо ратует а то, чтобы ученые скорее освободились от множества предубеждений, задерживающих подлинный прогресс наших знаний, горячо бичует предрассудки, полное невежество, а также ложное знание (faux-savolr) - схоластическое мудрствование, не считающееся с полем реальности, оторванное от живой действительности. Бичует Ламарка и злоупотребление властью - использование авторитета господствующих сословий и церкви для подавления свободы мысли. Рано или поздно наступит время, когда будут разрушены заблуждения, и вечная и незыблемая истина пробьется сквозь окружающую тьму, рассеет иллюзии, поколеблет авторитеты и восторжествует над невежеством и варварством.

~1~  ~2~  ~3~  ~4~  ~5~  ~6~  ~7~  ~8~  ~9~  ~10~  ~11~  ~12~  ~13~  ~14~  ~15~  ~16~  ~17~  ~18~  ~19~  ~20~  ~21~  ~22~  ~23~  ~24~  ~25~  ~26~  ~27~  ~28~  ~29~  ~30~  ~31~  ~32~  ~33~  ~34~  ~35~  ~36~  ~37~  ~38~  ~39~  ~40~  ~41~  ~42~  ~43~  ~44~  ~45~  ~46~  ~47~  ~48~  ~49~  ~50~  ~51~  ~52~  ~53~  ~54~  ~55~  ~56~  ~57~  ~58~  ~59~  ~60~  ~61~  ~62~  ~63~  ~64~  ~65~  ~66~  ~67~  ~68~  ~69~  ~70~  ~71~  ~72~  ~73~  ~74~  ~75~  ~76~  ~77~  ~78~  ~79~  ~80~  ~81~  ~82~  ~83~  ~84~  ~85~  ~86~  ~87~  ~88~