В эпоху Ламарка, как и в позднейшие времена, противоборствовали материалистическое понимание жизни (окрашенное в сугубо механистические тона) и идеалистическое - виталистическое. Распространение ньютонианского динамизма, ньютонианских взглядов на вселенную и силы, ею управляющие, привело некоторых естествоиспытателей к идеалистическим взглядам. Согласно динамическому учению первична не материя, а некие чистые силы, чистое движение. Движение, таким образом, отрывалось от материи и противопоставлялось материи, как нематериальный источник активности. В биологии распространение динамизма имело двоякое значение. С одной стороны оно заострило внимание натуралистов на специфике сил действующих в живых организмах. С другой стороны динамизм привел к оживлению витализма, новым формулировкам учения о жизненной силе. Хотя. Ламарк и допускал ошибочный отрыв движения от материи, но виталистическую концепцию он принять не мог. Ламарк, исходя из своей общефилософской концепции решительно критикует витализм во всех его проявлениях. Говоря о своем определении жизни как явлении целиком физическом и противопоставляя свои взгляды витализму, Ламарк пишет: Я первый установил эту истину еще в то время, когда жизнь рассматривали, как некое начало, архей, своего рода особую сущность.

Ламарк показывает, что виталистическая концепция является ни чем иным как модификацией старинного идеалистического учения о душе: Древние философы сознавали необходимость признать особую причину, возбуждающую органические движения, но, недостаточно изучив природу, они искали ее вне последней, предположив существование некоего жизненного начала, тленной души у животных, они приписывали ее даже растениям. Вместо положительного знания, недостижимого для них из-за недостатка наблюдений, они создали лишь слова, с которыми можно связать только туманные и беспочвенные понятия.

Ламарк анализирует далее популярное в его время сравнение организма с машиной, подобной часовому механизму, и соглашается в принципе с допустимостью этого сравнения: живое тело, - пишет Ламарк, - можно сравнивать с часами, и мне не трудно обосновать это сравнение ссылкой на наблюдения и известные факты. Некоторые оговорки, которые Ламарк при этом делает, не носят принципиального характера.

~1~  ~2~  ~3~  ~4~  ~5~  ~6~  ~7~  ~8~  ~9~  ~10~  ~11~  ~12~  ~13~  ~14~  ~15~  ~16~  ~17~  ~18~  ~19~  ~20~  ~21~  ~22~  ~23~  ~24~  ~25~  ~26~  ~27~  ~28~  ~29~  ~30~  ~31~  ~32~  ~33~  ~34~  ~35~  ~36~  ~37~  ~38~  ~39~  ~40~  ~41~  ~42~  ~43~  ~44~  ~45~  ~46~  ~47~  ~48~  ~49~  ~50~  ~51~  ~52~  ~53~  ~54~  ~55~  ~56~  ~57~  ~58~  ~59~  ~60~  ~61~  ~62~  ~63~  ~64~  ~65~  ~66~  ~67~  ~68~  ~69~  ~70~  ~71~  ~72~  ~73~  ~74~  ~75~  ~76~  ~77~  ~78~  ~79~  ~80~  ~81~  ~82~  ~83~  ~84~  ~85~  ~86~  ~87~  ~88~