Реклама
|
В эпоху Ламарка, как и в позднейшие времена, противоборствовали материалистическое понимание жизни (окрашенное в сугубо механистические тона) и идеалистическое - виталистическое. Распространение ньютонианского динамизма, ньютонианских взглядов на вселенную и силы, ею управляющие, привело некоторых естествоиспытателей к идеалистическим взглядам. Согласно динамическому учению первична не материя, а некие чистые силы, чистое движение. Движение, таким образом, отрывалось от материи и противопоставлялось материи, как нематериальный источник активности. В биологии распространение динамизма имело двоякое значение. С одной стороны оно заострило внимание натуралистов на специфике сил действующих в живых организмах. С другой стороны динамизм привел к оживлению витализма, новым формулировкам учения о жизненной силе. Хотя. Ламарк и допускал ошибочный отрыв движения от материи, но виталистическую концепцию он принять не мог. Ламарк, исходя из своей общефилософской концепции решительно критикует витализм во всех его проявлениях. Говоря о своем определении жизни как явлении целиком физическом и противопоставляя свои взгляды витализму, Ламарк пишет: Я первый установил эту истину еще в то время, когда жизнь рассматривали, как некое начало, архей, своего рода особую сущность. Ламарк показывает, что виталистическая концепция является ни чем иным как модификацией старинного идеалистического учения о душе: Древние философы сознавали необходимость признать особую причину, возбуждающую органические движения, но, недостаточно изучив природу, они искали ее вне последней, предположив существование некоего жизненного начала, тленной души у животных, они приписывали ее даже растениям. Вместо положительного знания, недостижимого для них из-за недостатка наблюдений, они создали лишь слова, с которыми можно связать только туманные и беспочвенные понятия. Ламарк анализирует далее популярное в его время сравнение организма с машиной, подобной часовому механизму, и соглашается в принципе с допустимостью этого сравнения: живое тело, - пишет Ламарк, - можно сравнивать с часами, и мне не трудно обосновать это сравнение ссылкой на наблюдения и известные факты. Некоторые оговорки, которые Ламарк при этом делает, не носят принципиального характера. ~1~ ~2~ ~3~ ~4~ ~5~ ~6~ ~7~ ~8~ ~9~ ~10~ ~11~ ~12~ ~13~ ~14~ ~15~ ~16~ ~17~ ~18~ ~19~ ~20~ ~21~ ~22~ ~23~ ~24~ ~25~ ~26~ ~27~ ~28~ ~29~ ~30~ ~31~ ~32~ ~33~ ~34~ ~35~ ~36~ ~37~ ~38~ ~39~ ~40~ ~41~ ~42~ ~43~ ~44~ ~45~ ~46~ ~47~ ~48~ ~49~ ~50~ ~51~ ~52~ ~53~ ~54~ ~55~ ~56~ ~57~ ~58~ ~59~ ~60~ ~61~ ~62~ ~63~ ~64~ ~65~ ~66~ ~67~ ~68~ ~69~ ~70~ ~71~ ~72~ ~73~ ~74~ ~75~ ~76~ ~77~ ~78~ ~79~ ~80~ ~81~ ~82~ ~83~ ~84~ ~85~ ~86~ ~87~ ~88~ |
Реклама
"> |