Реклама
|
Ламарк подразумевает особое состояние живых тканей,, характеризующееся их сильным напряжением, что делает их способным к реакциям. Тонус животных, тургор растений это оргазм разной степени интенсивности. Только у животных оргазм обусловливает явление раздражимости. Представление о флюидах было отброшено дальнейшим развитием науки. В истории философии и других наук флюиды чаще истолковывались материалистически в духе механистического, метафизического материализма, как вездесущие тонкие материальные начала, хотя были и отдельные попытки их идеалистической интерпретации. Не приходится доказывать, что Ламарк понимал флюиды в материалистическом смысле. Каким бы наивным и механистическим не казалось нам сейчас его представление о флюидах, было бы ошибочным проглядеть основное - материалистическое устремление Ламарка найти в действии этого фактора материальный механизма жизнедеятельности. К тому же не нужно забывать, что Ламарк апеллируя к своим гипотетическим флюидам, необычайно смело для своего времени, необычайно прозорливо предвосхищал многое из того, что стало достоянием науки позднейшего времени. Ламарк развивает мысль, что если у низших организмов жизнедеятельность целиком вызвана флюидами,, проникающими из внешней среды, то у более сложно организованных животных, природа как бы переносит это действующее начало внутрь организма. Флюиды внешней среды как бы преобразуются в организме и действуют, так сказать, изнутри. Тогда еще не знали специфики обмена веществ, из которой вытекают все другие проявления жизнедеятельности, поэтому Ламарк ищет основу жизненных процессов в толчках извне, т. е. опять-таки формулирует сугубо механистическую точку зрения. Ламарк не ограничивается приведенным выше самым общим определением сущности жизни как порядка вещей, на который воздействует причина возбудитель В толчках извне искал причину жизнедеятельности и, упоминавшийся уже нами, Гофман. Организм он рассматривал как механико - гидравлическую машину, первопричину деятельности этой машины он усматривал в толчках, производимых особой тонкой материей, которой сообщил движение непосредственно бог. Он пытается дать и более конкретный ответ на вопрос о сущности жизни. В методологическом отношении его подход к этому вопросу чрезвычайно интересен. В ряде своих сочинений Ламарк пытается отойти от формальных определений жизни, и определить жизнь по совокупности основных, существеннейших признаков, присущих всем организмам. ~1~ ~2~ ~3~ ~4~ ~5~ ~6~ ~7~ ~8~ ~9~ ~10~ ~11~ ~12~ ~13~ ~14~ ~15~ ~16~ ~17~ ~18~ ~19~ ~20~ ~21~ ~22~ ~23~ ~24~ ~25~ ~26~ ~27~ ~28~ ~29~ ~30~ ~31~ ~32~ ~33~ ~34~ ~35~ ~36~ ~37~ ~38~ ~39~ ~40~ ~41~ ~42~ ~43~ ~44~ ~45~ ~46~ ~47~ ~48~ ~49~ ~50~ ~51~ ~52~ ~53~ ~54~ ~55~ ~56~ ~57~ ~58~ ~59~ ~60~ ~61~ ~62~ ~63~ ~64~ ~65~ ~66~ ~67~ ~68~ ~69~ ~70~ ~71~ ~72~ ~73~ ~74~ ~75~ ~76~ ~77~ ~78~ ~79~ ~80~ ~81~ ~82~ ~83~ ~84~ ~85~ ~86~ ~87~ ~88~ |
Реклама
"> |