Ламарк подразумевает особое состояние живых тканей,, характеризующееся их сильным напряжением, что делает их способным к реакциям. Тонус животных, тургор растений это оргазм разной степени интенсивности. Только у животных оргазм обусловливает явление раздражимости.

Представление о флюидах было отброшено дальнейшим развитием науки. В истории философии и других наук флюиды чаще истолковывались материалистически в духе механистического, метафизического материализма, как вездесущие тонкие материальные начала, хотя были и отдельные попытки их идеалистической интерпретации. Не приходится доказывать, что Ламарк понимал флюиды в материалистическом смысле. Каким бы наивным и механистическим не казалось нам сейчас его представление о флюидах, было бы ошибочным проглядеть основное - материалистическое устремление Ламарка найти в действии этого фактора материальный механизма жизнедеятельности. К тому же не нужно забывать, что Ламарк апеллируя к своим гипотетическим флюидам, необычайно смело для своего времени, необычайно прозорливо предвосхищал многое из того, что стало достоянием науки позднейшего времени.

Ламарк развивает мысль, что если у низших организмов жизнедеятельность целиком вызвана флюидами,, проникающими из внешней среды, то у более сложно организованных животных, природа как бы переносит это действующее начало внутрь организма. Флюиды внешней среды как бы преобразуются в организме и действуют, так сказать, изнутри. Тогда еще не знали специфики обмена веществ, из которой вытекают все другие проявления жизнедеятельности, поэтому Ламарк ищет основу жизненных процессов в толчках извне, т. е. опять-таки формулирует сугубо механистическую точку зрения.

Ламарк не ограничивается приведенным выше самым общим определением сущности жизни как порядка вещей, на который воздействует причина возбудитель

В толчках извне искал причину жизнедеятельности и, упоминавшийся уже нами, Гофман. Организм он рассматривал как механико - гидравлическую машину, первопричину деятельности этой машины он усматривал в толчках, производимых особой тонкой материей, которой сообщил движение непосредственно бог. Он пытается дать и более конкретный ответ на вопрос о сущности жизни. В методологическом отношении его подход к этому вопросу чрезвычайно интересен. В ряде своих сочинений Ламарк пытается отойти от формальных определений жизни, и определить жизнь по совокупности основных, существеннейших признаков, присущих всем организмам.

~1~  ~2~  ~3~  ~4~  ~5~  ~6~  ~7~  ~8~  ~9~  ~10~  ~11~  ~12~  ~13~  ~14~  ~15~  ~16~  ~17~  ~18~  ~19~  ~20~  ~21~  ~22~  ~23~  ~24~  ~25~  ~26~  ~27~  ~28~  ~29~  ~30~  ~31~  ~32~  ~33~  ~34~  ~35~  ~36~  ~37~  ~38~  ~39~  ~40~  ~41~  ~42~  ~43~  ~44~  ~45~  ~46~  ~47~  ~48~  ~49~  ~50~  ~51~  ~52~  ~53~  ~54~  ~55~  ~56~  ~57~  ~58~  ~59~  ~60~  ~61~  ~62~  ~63~  ~64~  ~65~  ~66~  ~67~  ~68~  ~69~  ~70~  ~71~  ~72~  ~73~  ~74~  ~75~  ~76~  ~77~  ~78~  ~79~  ~80~  ~81~  ~82~  ~83~  ~84~  ~85~  ~86~  ~87~  ~88~