ПРОБЛЕМА ВИДА

Обосновывая эволюционное учение, Ламарк подвергает тщательному критическому анализу проблему вида. С этого анализа, в сущности, и начинается построение его эволюционной теории. Это обстоятельство представляется понятным, так как, говоря словами К. А. Тимирязева: возможностью естественного объяснения биологических явлений наука не могла воспользоваться, пока поперек ее дороги становился призрак постоянного, вечно неизменного вида.

Выше мы уже охарактеризовали господствовавшие во времена Ламарка креационистские, метафизические взгляды на неизменность богом сотворенных видов. Представления об ограниченной изменчивости видов, высказывавшиеся многими учеными, хотя и вносили существенный корректив в метафизическую концепцию вида и порождали в умах натуралистов полезные сомнения, но они це могли сокрушить метафизическую концепцию вида в целом.

На протяжении всей своей деятельности Ламарк сознает огромное значение проблемы вида для биологии и специфичности, качественное своеобразие понятия вид, применимого только к живым существам. Так, в 1802 г. в своем сочинении Исследования об организации живых тел Ламарк возражает против распространения понятия вид на неорганическую природу, указывая, что виды минералов сохраняют постоянство только в отношении состояния вещества, но не в отношении опре- деленности индивидуумов.

К этому же вопросу он возвращается и в последней своей статье о виде, опубликованной в словаре Детервилля в 1817 г.

Длительное время Ламарк верит в постоянство видов и допускает, как и некоторые другие ученые - его сов ремеиники, только ограниченную изменчивость видовых форм. Так, в статье Вид, относящейся к 1786 г., т. е. к доэволюционному периоду в творчестве Ламарка, он пишет о необходимости: различать виды по четко разграничивающим их признакам, характеризующимся их постоянством при воспроизведении. У Ламарка нет еще сомнений ни в четкости разграничения, ни в постоянстве при воспроизведении.

~1~  ~2~  ~3~  ~4~  ~5~  ~6~  ~7~  ~8~  ~9~  ~10~  ~11~  ~12~  ~13~  ~14~  ~15~  ~16~  ~17~  ~18~  ~19~  ~20~  ~21~  ~22~  ~23~  ~24~  ~25~  ~26~  ~27~  ~28~  ~29~  ~30~  ~31~  ~32~  ~33~  ~34~  ~35~  ~36~  ~37~  ~38~  ~39~  ~40~  ~41~  ~42~  ~43~  ~44~  ~45~  ~46~  ~47~  ~48~  ~49~  ~50~  ~51~  ~52~  ~53~  ~54~  ~55~  ~56~  ~57~  ~58~  ~59~  ~60~  ~61~  ~62~  ~63~  ~64~  ~65~  ~66~  ~67~  ~68~  ~69~  ~70~  ~71~  ~72~  ~73~  ~74~  ~75~  ~76~  ~77~  ~78~  ~79~  ~80~  ~81~  ~82~  ~83~  ~84~  ~85~  ~86~  ~87~  ~88~