Реклама
|
Таким образом Ламарк наносит сокрушительный удар призраку постоянного, вечно неизменного вида и показывает, что виды обладают лишь относительным постоянством и неизменны лишь временно. Эта аргументация Ламарка безупречна в своей убедительности. Прав был К. А. Тимирязев, сказав, что ламарковская критика понятия о виде содержит блестящую для его времени аргументацию, мало чем отличающуюся от современных воззрений на этот предмет. Однако ламарковская трактовка вида имела еще одну сторону, нуждающуюся в критической оценке. Сделавшись эволюционистом, Ламарк начинает решительно отрицать реальность вида, как и реальность других систематических категорий, родов, семейств, порядков, классов. Отметим, впрочем, что Ламарк считал высшие систематические категории нереальным и тогда, когда он еще считал вид реальностью например, в 1778 г. во вступлении к Флоре Франции. Ламарк - эволюционист часто пишет о том, что виды, роды и другие систематические группы являются искусственными категориями, изобретенными учеными для того, чтобы удобнее классифицировать животных и растения. В природе же существует только цепь особей с нечувствительными переходами; одни звенья этой цепи вплетены в другие и отграничить их друг от друга можно только условно, искусственно. Разрывы в этой цепи существуют по его мнению только в силу недостаточности научного материала, которым мы располагаем. Не приходится доказывать, что этот взгляд Ламарка является неправильным. Виды в природе имеют реальное существование, характеризуются качественной определенностью. Эти грани, эти разорванные звенья органической цепи не внесены человеком в природу, а навязаны ему самою природою. Реальны и высшие систематические категории. Эту мысль хорошо выразил известный русский естествоиспытатель - М. А. Максимович, приблизившийся к идее развития природы. Максимович писал в своем сочинении Систематика растений. Галлер и некоторые другие естествоиспытатели полагали, будто, природа произвела одни виды, а роды и прочие степени суть дело нашего разума и существуют только в наших системах. Но разум и природа не разногласят и степени сродства потому только определяются в системе, что определены в природе: в противном случае задача системы была бы небылица. ~1~ ~2~ ~3~ ~4~ ~5~ ~6~ ~7~ ~8~ ~9~ ~10~ ~11~ ~12~ ~13~ ~14~ ~15~ ~16~ ~17~ ~18~ ~19~ ~20~ ~21~ ~22~ ~23~ ~24~ ~25~ ~26~ ~27~ ~28~ ~29~ ~30~ ~31~ ~32~ ~33~ ~34~ ~35~ ~36~ ~37~ ~38~ ~39~ ~40~ ~41~ ~42~ ~43~ ~44~ ~45~ ~46~ ~47~ ~48~ ~49~ ~50~ ~51~ ~52~ ~53~ ~54~ ~55~ ~56~ ~57~ ~58~ ~59~ ~60~ ~61~ ~62~ ~63~ ~64~ ~65~ ~66~ ~67~ ~68~ ~69~ ~70~ ~71~ ~72~ ~73~ ~74~ ~75~ ~76~ ~77~ ~78~ ~79~ ~80~ ~81~ ~82~ ~83~ ~84~ ~85~ ~86~ ~87~ ~88~ |
Реклама
"> |