Таким образом Ламарк наносит сокрушительный удар призраку постоянного, вечно неизменного вида и показывает, что виды обладают лишь относительным постоянством и неизменны лишь временно. Эта аргументация Ламарка безупречна в своей убедительности. Прав был К. А. Тимирязев, сказав, что ламарковская критика понятия о виде содержит блестящую для его времени аргументацию, мало чем отличающуюся от современных воззрений на этот предмет.

Однако ламарковская трактовка вида имела еще одну сторону, нуждающуюся в критической оценке.

Сделавшись эволюционистом, Ламарк начинает решительно отрицать реальность вида, как и реальность других систематических категорий, родов, семейств, порядков, классов. Отметим, впрочем, что Ламарк считал высшие систематические категории нереальным и тогда, когда он еще считал вид реальностью например, в 1778 г. во вступлении к Флоре Франции.

Ламарк - эволюционист часто пишет о том, что виды, роды и другие систематические группы являются искусственными категориями, изобретенными учеными для того, чтобы удобнее классифицировать животных и растения. В природе же существует только цепь особей с нечувствительными переходами; одни звенья этой цепи вплетены в другие и отграничить их друг от друга можно только условно, искусственно. Разрывы в этой цепи существуют по его мнению только в силу недостаточности научного материала, которым мы располагаем.

Не приходится доказывать, что этот взгляд Ламарка является неправильным. Виды в природе имеют реальное существование, характеризуются качественной определенностью. Эти грани, эти разорванные звенья органической цепи не внесены человеком в природу, а навязаны ему самою природою. Реальны и высшие систематические категории. Эту мысль хорошо выразил известный русский естествоиспытатель - М. А. Максимович, приблизившийся к идее развития природы. Максимович писал в своем сочинении Систематика растений. Галлер и некоторые другие естествоиспытатели полагали, будто, природа произвела одни виды, а роды и прочие степени суть дело нашего разума и существуют только в наших системах. Но разум и природа не разногласят и степени сродства потому только определяются в системе, что определены в природе: в противном случае задача системы была бы небылица.

~1~  ~2~  ~3~  ~4~  ~5~  ~6~  ~7~  ~8~  ~9~  ~10~  ~11~  ~12~  ~13~  ~14~  ~15~  ~16~  ~17~  ~18~  ~19~  ~20~  ~21~  ~22~  ~23~  ~24~  ~25~  ~26~  ~27~  ~28~  ~29~  ~30~  ~31~  ~32~  ~33~  ~34~  ~35~  ~36~  ~37~  ~38~  ~39~  ~40~  ~41~  ~42~  ~43~  ~44~  ~45~  ~46~  ~47~  ~48~  ~49~  ~50~  ~51~  ~52~  ~53~  ~54~  ~55~  ~56~  ~57~  ~58~  ~59~  ~60~  ~61~  ~62~  ~63~  ~64~  ~65~  ~66~  ~67~  ~68~  ~69~  ~70~  ~71~  ~72~  ~73~  ~74~  ~75~  ~76~  ~77~  ~78~  ~79~  ~80~  ~81~  ~82~  ~83~  ~84~  ~85~  ~86~  ~87~  ~88~