ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ЛАМАРКА

Понять общебиологические и эволюционные концепции Ламарка невозможно без знакомства с его философскими воззрениями, без знания той системы теоретического мышления, которой руководствовался Ламарк.

Философские воззрения Ламарка должны быть охарактеризованы как воззрения материалистические и именно они помогли ему правильно обобщить фактический материал. Ламарк - Философ по культуре и интеллекту, натуралист по специальности (по удачной характеристике Додэна), материалистически интерпретируя природу, смог возвыситься до формулировки и обоснования первой; целостной эволюционной концепции.

Ламарк - материалист деистического толка. В идейном отношении Ламарк примыкал к великому просветительному движению, подготовившему в идеологической области почву для торжества французской буржуазной революции. Ламарк был близок к французской материа листической философии XVIII в. Однако эта характеристика нуждается в уточнений и детализации.

В то же время деисты были в той или иной степени непоследовательными материалистами, они не отбрасывали целикок представления о творце, которому отводили роль первопричины, законодателя, первого толчка, давшего начало вселенной и т. п. Метафизическая ограниченность механистического материализма оставляла лазейку для представления о творце как первопричине. Это относится в первую очередь к тем представителям механицизма XVII-XVIII вв., которые отрывали движение от материи и материю от сознания. В результате этого они сохраняли бога как первопричину, внедрившую движение в инертную материю и вселившую в человека божественную душу.

Говоря о деизме, нужно иметь ввиду, что деизм был направлением весьма разнородным: были деисты, являвшиеся в сущности говоря, дуалистами, а были деисты, для которых деистические высказывания служили простым прикрытием их материалистического мировоззрения. К деистам этого последнего толка и относится в первую очередь вышеприведенная характеристика, данная К. Марксом и Ф. Энгельсом К Нельзя ставить знака равенства между деизмом Локка и Шафтсбери, Вольтера и Руссо, Монтескье и Кондильяка и деизмом некоторых естествоиспытателей, хотя бы Ламарка.

В черновых заметках, которые опубликованы нами впервые в 1959 г. по рукописям Ламарк пишет о верховном творце, которому приписывается первый толчок, пустивший в ход мировую машину. Бог трактуется как первопричина и законодатель вселенной, установивший незыблемый порядок вещей.

~1~  ~2~  ~3~  ~4~  ~5~  ~6~  ~7~  ~8~  ~9~  ~10~  ~11~  ~12~  ~13~  ~14~  ~15~  ~16~  ~17~  ~18~  ~19~  ~20~  ~21~  ~22~  ~23~  ~24~  ~25~  ~26~  ~27~  ~28~  ~29~  ~30~  ~31~  ~32~  ~33~  ~34~  ~35~  ~36~  ~37~  ~38~  ~39~  ~40~  ~41~  ~42~  ~43~  ~44~  ~45~  ~46~  ~47~  ~48~  ~49~  ~50~  ~51~  ~52~  ~53~  ~54~  ~55~  ~56~  ~57~  ~58~  ~59~  ~60~  ~61~  ~62~  ~63~  ~64~  ~65~  ~66~  ~67~  ~68~  ~69~  ~70~  ~71~  ~72~  ~73~  ~74~  ~75~  ~76~  ~77~  ~78~  ~79~  ~80~  ~81~  ~82~  ~83~  ~84~  ~85~  ~86~  ~87~  ~88~