![]() |
Реклама
|
ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ЛАМАРКАПонять общебиологические и эволюционные концепции Ламарка невозможно без знакомства с его философскими воззрениями, без знания той системы теоретического мышления, которой руководствовался Ламарк. Философские воззрения Ламарка должны быть охарактеризованы как воззрения материалистические и именно они помогли ему правильно обобщить фактический материал. Ламарк - Философ по культуре и интеллекту, натуралист по специальности (по удачной характеристике Додэна), материалистически интерпретируя природу, смог возвыситься до формулировки и обоснования первой; целостной эволюционной концепции. Ламарк - материалист деистического толка. В идейном отношении Ламарк примыкал к великому просветительному движению, подготовившему в идеологической области почву для торжества французской буржуазной революции. Ламарк был близок к французской материа листической философии XVIII в. Однако эта характеристика нуждается в уточнений и детализации. В то же время деисты были в той или иной степени непоследовательными материалистами, они не отбрасывали целикок представления о творце, которому отводили роль первопричины, законодателя, первого толчка, давшего начало вселенной и т. п. Метафизическая ограниченность механистического материализма оставляла лазейку для представления о творце как первопричине. Это относится в первую очередь к тем представителям механицизма XVII-XVIII вв., которые отрывали движение от материи и материю от сознания. В результате этого они сохраняли бога как первопричину, внедрившую движение в инертную материю и вселившую в человека божественную душу. Говоря о деизме, нужно иметь ввиду, что деизм был направлением весьма разнородным: были деисты, являвшиеся в сущности говоря, дуалистами, а были деисты, для которых деистические высказывания служили простым прикрытием их материалистического мировоззрения. К деистам этого последнего толка и относится в первую очередь вышеприведенная характеристика, данная К. Марксом и Ф. Энгельсом К Нельзя ставить знака равенства между деизмом Локка и Шафтсбери, Вольтера и Руссо, Монтескье и Кондильяка и деизмом некоторых естествоиспытателей, хотя бы Ламарка. В черновых заметках, которые опубликованы нами впервые в 1959 г. по рукописям Ламарк пишет о верховном творце, которому приписывается первый толчок, пустивший в ход мировую машину. Бог трактуется как первопричина и законодатель вселенной, установивший незыблемый порядок вещей. ~1~ ~2~ ~3~ ~4~ ~5~ ~6~ ~7~ ~8~ ~9~ ~10~ ~11~ ~12~ ~13~ ~14~ ~15~ ~16~ ~17~ ~18~ ~19~ ~20~ ~21~ ~22~ ~23~ ~24~ ~25~ ~26~ ~27~ ~28~ ~29~ ~30~ ~31~ ~32~ ~33~ ~34~ ~35~ ~36~ ~37~ ~38~ ~39~ ~40~ ~41~ ~42~ ~43~ ~44~ ~45~ ~46~ ~47~ ~48~ ~49~ ~50~ ~51~ ~52~ ~53~ ~54~ ~55~ ~56~ ~57~ ~58~ ~59~ ~60~ ~61~ ~62~ ~63~ ~64~ ~65~ ~66~ ~67~ ~68~ ~69~ ~70~ ~71~ ~72~ ~73~ ~74~ ~75~ ~76~ ~77~ ~78~ ~79~ ~80~ ~81~ ~82~ ~83~ ~84~ ~85~ ~86~ ~87~ ~88~ |
Реклама
"> |