Эта система сохраняется и в фундаментальном труде Ламарка Естественная история беспозвоночных животных. Здесь мы встречаем, однако, две особенности. Во-первых, Ламарк объединяет первые четыре класса в группу животных, не обладающих способностью чувствовать, классы 5-10 - в группу животных, обладающих способностью чувствовать и классы 11 -14 - в группу животных, обладающих умом. Во-вторых, Ламарк пытается здесь, как и в Извлечении из курса зоологии, 1812 наметить еще классы: оболочники, раковинные, между моллюсками и оболочниками, и эпозои, к ним были отнесены некоторые ракообразные, сильно изменившиеся в результате паразитизма. И, наконец, в последнем синтетическом труде - Аналитическая система положительных знаний человека 1820 г. он называет 16 классов, дополнительно фигурируют оболочники и конхиферы - раковинные. Таково в общих чертах развитие зоологической системы Ламарка.

Система Ламарка являлась важным этапом в развитии зоологии. Недостатки же этой системы очевидны. Сюда относится, например, искусственность класс лучистых, куда включались и иглокожие и многие кишечнополостные и сипункулиды. Кишечнополостные и губки не различались Ламарком как отдельные крупные подразделения животного мира и т. п.

Одновременно с совершенствованием своей системы Ламарк настойчиво разрабатывает учение о градаций животных. Он оценивает критически место каждого класса и других крупных подразделений животного мира в общем ряде животных. Проблема общего распределения и общего расположения животных красной нитью проходит через все труды Ламарка. Мы упоминали уже выше, что в его трудах доэволюционного периода представление о градации было высказано со всей определенностью. Специально в отношении животных этот вопрос разрабатывался Ламарком в его Вступительных лекциях к курсу зоологии, являющихся как бы предварительными этюдами к Философии зоологии. Так, в лекции 1800 г., Ламарк пишет о градации: В самом деле, начав с рассмотрения простейшей организации, представленной у животных и подымаясь постепенно до самой сложной ее формы, например, проделав путь от монады, представляющей собой, если можно так выразиться, лишь одаренную жизнью точку, до животных с млечными железами и среди них - до человека, мы можем ясно проследить постепенную градацию, проявляющуюся в возрастании сложности организации животных и в характере всех вытекающих из этого последствий. Эту градацию, перед которой нельзя не преклониться, мы должны стремиться изучить, определить и до конца понять.

~1~  ~2~  ~3~  ~4~  ~5~  ~6~  ~7~  ~8~  ~9~  ~10~  ~11~  ~12~  ~13~  ~14~  ~15~  ~16~  ~17~  ~18~  ~19~  ~20~  ~21~  ~22~  ~23~  ~24~  ~25~  ~26~  ~27~  ~28~  ~29~  ~30~  ~31~  ~32~  ~33~  ~34~  ~35~  ~36~  ~37~  ~38~  ~39~  ~40~  ~41~  ~42~  ~43~  ~44~  ~45~  ~46~  ~47~  ~48~  ~49~  ~50~  ~51~  ~52~  ~53~  ~54~  ~55~  ~56~  ~57~  ~58~  ~59~  ~60~  ~61~  ~62~  ~63~  ~64~  ~65~  ~66~  ~67~  ~68~  ~69~  ~70~  ~71~  ~72~  ~73~  ~74~  ~75~  ~76~  ~77~  ~78~  ~79~  ~80~  ~81~  ~82~  ~83~  ~84~  ~85~  ~86~  ~87~  ~88~