![]() |
Реклама
|
Эта система сохраняется и в фундаментальном труде Ламарка Естественная история беспозвоночных животных. Здесь мы встречаем, однако, две особенности. Во-первых, Ламарк объединяет первые четыре класса в группу животных, не обладающих способностью чувствовать, классы 5-10 - в группу животных, обладающих способностью чувствовать и классы 11 -14 - в группу животных, обладающих умом. Во-вторых, Ламарк пытается здесь, как и в Извлечении из курса зоологии, 1812 наметить еще классы: оболочники, раковинные, между моллюсками и оболочниками, и эпозои, к ним были отнесены некоторые ракообразные, сильно изменившиеся в результате паразитизма. И, наконец, в последнем синтетическом труде - Аналитическая система положительных знаний человека 1820 г. он называет 16 классов, дополнительно фигурируют оболочники и конхиферы - раковинные. Таково в общих чертах развитие зоологической системы Ламарка. Система Ламарка являлась важным этапом в развитии зоологии. Недостатки же этой системы очевидны. Сюда относится, например, искусственность класс лучистых, куда включались и иглокожие и многие кишечнополостные и сипункулиды. Кишечнополостные и губки не различались Ламарком как отдельные крупные подразделения животного мира и т. п. Одновременно с совершенствованием своей системы Ламарк настойчиво разрабатывает учение о градаций животных. Он оценивает критически место каждого класса и других крупных подразделений животного мира в общем ряде животных. Проблема общего распределения и общего расположения животных красной нитью проходит через все труды Ламарка. Мы упоминали уже выше, что в его трудах доэволюционного периода представление о градации было высказано со всей определенностью. Специально в отношении животных этот вопрос разрабатывался Ламарком в его Вступительных лекциях к курсу зоологии, являющихся как бы предварительными этюдами к Философии зоологии. Так, в лекции 1800 г., Ламарк пишет о градации: В самом деле, начав с рассмотрения простейшей организации, представленной у животных и подымаясь постепенно до самой сложной ее формы, например, проделав путь от монады, представляющей собой, если можно так выразиться, лишь одаренную жизнью точку, до животных с млечными железами и среди них - до человека, мы можем ясно проследить постепенную градацию, проявляющуюся в возрастании сложности организации животных и в характере всех вытекающих из этого последствий. Эту градацию, перед которой нельзя не преклониться, мы должны стремиться изучить, определить и до конца понять. ~1~ ~2~ ~3~ ~4~ ~5~ ~6~ ~7~ ~8~ ~9~ ~10~ ~11~ ~12~ ~13~ ~14~ ~15~ ~16~ ~17~ ~18~ ~19~ ~20~ ~21~ ~22~ ~23~ ~24~ ~25~ ~26~ ~27~ ~28~ ~29~ ~30~ ~31~ ~32~ ~33~ ~34~ ~35~ ~36~ ~37~ ~38~ ~39~ ~40~ ~41~ ~42~ ~43~ ~44~ ~45~ ~46~ ~47~ ~48~ ~49~ ~50~ ~51~ ~52~ ~53~ ~54~ ~55~ ~56~ ~57~ ~58~ ~59~ ~60~ ~61~ ~62~ ~63~ ~64~ ~65~ ~66~ ~67~ ~68~ ~69~ ~70~ ~71~ ~72~ ~73~ ~74~ ~75~ ~76~ ~77~ ~78~ ~79~ ~80~ ~81~ ~82~ ~83~ ~84~ ~85~ ~86~ ~87~ ~88~ |
Реклама
"> |