Реклама
|
Ламарк все отчетливее сознавал, что прямолинейная градация в усложнении живых существ, абстрактная картина их прогрессивного развития, это всего лишь схема. В действительности же и главные ветви, родословного древа формируются в конкретных условиях существования, в связи с приспособлением к этим условиям. В уме Ламарка все больше сливаются стремление природы к усложненйю и действие факторов среды. Среда перестает трактоваться, как сила нарушающая или разрушающая прямолинейность градации, как сила, вызывающая отклонения, а рассматривается как основной или точнее единственный фактор, определяющий все направления эволюционного процесса. Эта новая для Ламарка точка зрения впервые ясно выражена им в Дополнении к 7 и 8 главам первой части Философии зоологии. Происхождение основных ветвей родословного древа Ламарк приписывает уже не стремлению природы, а влиянию конкретных условий существования. Так, водные черви в условиях жизни вне воды произвели насекомых. Некоторые насекомые под влиянием обстоятельств произвели паукообразных. Паукообразные, привыкшие к водной среде, дали начало ракообразным. Мы придем к выводу, что под влиянием обстоятельств рептилии распались на две отдельные ветви, из которых одна привела к птицам, а другая - к возникновению млекопитающих-амфибий, от которых, в свою очередь, произошли все остальные млекопитающие и т. д.. Аналогичный подход к истолкованию причин происхождения крупных подразделений животного мира мы встречаем и в Естественной истории беспозвоночных. В этом аспекте чрезвычайно большой интерес представляет ответ Ламарка на вопрос о причинах превращения обезьяны в человека, на что обратил внимание И. И. Презент. Человек в глазах Ламарка, как и многих других натуралистов его эпохи, - высшее создание природы, эталон совершенства. Вот где, казалось бы, стремление природы к совершенству должно было проявить себя в полной силе. Однако в 8 главе Философии зоологии, где речь идет о происхождении человека, мы не найдем и намека на стремление природы. Замечательно смелая научная гипотеза антропогенеза, сформулированная здесь Ламарком, говорит только а том, как изменение условий существования, потребностей и привычек превращало обезьяну в человека с характерными для него анатомо - физиологическими особенностями, с его разумом и членораздельной речью. Интересно, что Ламарк намечает и основные этапы превращения обезьяны в человека: вначале изменение образа жизни и передвижения, выработка прямохождения, освобождение руки, затем изменение питания, жевательного аппарата и черепа, потом развитие речи и психики. Таким образом, - заключает Ламарк, - одна из наиболее совершенных пород четвероруких смогла стать господствующей породой, изменить свои привычки благодаря неограниченной власти, приобретенной ею над другими породами, и усвоенным ею новым потребностям, должна была подвергнуться постепенному изменению своей организации и обогатиться многочисленными новыми способностями. ~1~ ~2~ ~3~ ~4~ ~5~ ~6~ ~7~ ~8~ ~9~ ~10~ ~11~ ~12~ ~13~ ~14~ ~15~ ~16~ ~17~ ~18~ ~19~ ~20~ ~21~ ~22~ ~23~ ~24~ ~25~ ~26~ ~27~ ~28~ ~29~ ~30~ ~31~ ~32~ ~33~ ~34~ ~35~ ~36~ ~37~ ~38~ ~39~ ~40~ ~41~ ~42~ ~43~ ~44~ ~45~ ~46~ ~47~ ~48~ ~49~ ~50~ ~51~ ~52~ ~53~ ~54~ ~55~ ~56~ ~57~ ~58~ ~59~ ~60~ ~61~ ~62~ ~63~ ~64~ ~65~ ~66~ ~67~ ~68~ ~69~ ~70~ ~71~ ~72~ ~73~ ~74~ ~75~ ~76~ ~77~ ~78~ ~79~ ~80~ ~81~ ~82~ ~83~ ~84~ ~85~ ~86~ ~87~ ~88~ |
Реклама
"> |