Ламарк все отчетливее сознавал, что прямолинейная градация в усложнении живых существ, абстрактная картина их прогрессивного развития, это всего лишь схема. В действительности же и главные ветви, родословного древа формируются в конкретных условиях существования, в связи с приспособлением к этим условиям. В уме Ламарка все больше сливаются стремление природы к усложненйю и действие факторов среды. Среда перестает трактоваться, как сила нарушающая или разрушающая прямолинейность градации, как сила, вызывающая отклонения, а рассматривается как основной или точнее единственный фактор, определяющий все направления эволюционного процесса.

Эта новая для Ламарка точка зрения впервые ясно выражена им в Дополнении к 7 и 8 главам первой части Философии зоологии. Происхождение основных ветвей родословного древа Ламарк приписывает уже не стремлению природы, а влиянию конкретных условий существования. Так, водные черви в условиях жизни вне воды произвели насекомых. Некоторые насекомые под влиянием обстоятельств произвели паукообразных. Паукообразные, привыкшие к водной среде, дали начало ракообразным. Мы придем к выводу, что под влиянием обстоятельств рептилии распались на две отдельные ветви, из которых одна привела к птицам, а другая - к возникновению млекопитающих-амфибий, от которых, в свою очередь, произошли все остальные млекопитающие и т. д.. Аналогичный подход к истолкованию причин происхождения крупных подразделений животного мира мы встречаем и в Естественной истории беспозвоночных.

В этом аспекте чрезвычайно большой интерес представляет ответ Ламарка на вопрос о причинах превращения обезьяны в человека, на что обратил внимание И. И. Презент. Человек в глазах Ламарка, как и многих других натуралистов его эпохи, - высшее создание природы, эталон совершенства. Вот где, казалось бы, стремление природы к совершенству должно было проявить себя в полной силе. Однако в 8 главе Философии зоологии, где речь идет о происхождении человека, мы не найдем и намека на стремление природы. Замечательно смелая научная гипотеза антропогенеза, сформулированная здесь Ламарком, говорит только а том, как изменение условий существования, потребностей и привычек превращало обезьяну в человека с характерными для него анатомо - физиологическими особенностями, с его разумом и членораздельной речью. Интересно, что Ламарк намечает и основные этапы превращения обезьяны в человека: вначале изменение образа жизни и передвижения, выработка прямохождения, освобождение руки, затем изменение питания, жевательного аппарата и черепа, потом развитие речи и психики. Таким образом, - заключает Ламарк, - одна из наиболее совершенных пород четвероруких смогла стать господствующей породой, изменить свои привычки благодаря неограниченной власти, приобретенной ею над другими породами, и усвоенным ею новым потребностям, должна была подвергнуться постепенному изменению своей организации и обогатиться многочисленными новыми способностями.

~1~  ~2~  ~3~  ~4~  ~5~  ~6~  ~7~  ~8~  ~9~  ~10~  ~11~  ~12~  ~13~  ~14~  ~15~  ~16~  ~17~  ~18~  ~19~  ~20~  ~21~  ~22~  ~23~  ~24~  ~25~  ~26~  ~27~  ~28~  ~29~  ~30~  ~31~  ~32~  ~33~  ~34~  ~35~  ~36~  ~37~  ~38~  ~39~  ~40~  ~41~  ~42~  ~43~  ~44~  ~45~  ~46~  ~47~  ~48~  ~49~  ~50~  ~51~  ~52~  ~53~  ~54~  ~55~  ~56~  ~57~  ~58~  ~59~  ~60~  ~61~  ~62~  ~63~  ~64~  ~65~  ~66~  ~67~  ~68~  ~69~  ~70~  ~71~  ~72~  ~73~  ~74~  ~75~  ~76~  ~77~  ~78~  ~79~  ~80~  ~81~  ~82~  ~83~  ~84~  ~85~  ~86~  ~87~  ~88~