"Чинить физические опыты, мною впредь показаны быть имеющие, которые не токмо для истолкования натуры ученому свету надобны; и нам чрез искание их славны будут; но и в самом сем мореплавании служить впредь могут.

Плиний пишет: бесчисленное множество по всем открытым морям и к странно-любивым берегам плавает; но токмо для прибытков; не ради науки. И мысль ослепленная, и только лакомству внимающая, не рассуждает, что само мореплавание чрез оную безопаснее быть может".

"Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в восточную Индию"..

1763 года. М. Ломоносов

Введение в изучение океанографии

Нет, да и не может быть науки, история развития которой не была бы тесно связана с возникновением и движением других наук и на всем своем дальнейшем пути не переплеталась бы с историей иных, близких к ее предмету занятий, научных дисциплин.

Драгоценнейший дар человеческой мысли пытливо относиться ко всему наблюдаемому с первых времен умственного развития людей заставлял их интересоваться всем окружающим и всем, их поражавшим; в природе же все явления тесно связаны одно с другим, и потому результат таких наблюдений давал материал по самым разнообразным предметам, ныне относимым к различным отраслям наук. Потому неудивительно, что и первые сведения по океанографии накоплялись попутно с увеличением запаса географических познаний человечества вообще, причем развитие океанографии тем менее может быть обособлено, что в сущности она есть часть географии вообще.

Непременное условие накопления географических познаний есть путешествия. География имеет своим предметом изучение всех явлений, совершающихся на поверхности твердой земной коры, и, следовательно, для ознакомления с этими явлениями необходимо посещение всех частей земной поверхности. Именно этим географические науки и отличаются от многих других отраслей знания, которые могут расти и развиваться, не требуя передвижений по земной поверхности.

Насколько же затруднительны бывают путешествия, доказывает обстоятельство, что и в настоящее время, в XX столетии, люди все еще не смогли ознакомиться со всей земной поверхностью и не посетили всех частей Мирового океана, не говоря уже об их подробном исследовании.

Древнее время.Древнейшие цивилизации имели место среди народов, не обладавших стремлением к мореходству, и потому никаких океанографических данных они собрать не могли. Первым мореходным народом древности, сведения о коем до нас дошли, были финикияне. Происхождение этого народа и время его поселения на берегах Сирии с достоверностью неизвестны, как неизвестны и занятия его до поселения на восточном берегу Средиземного моря, представляющем узкую полосу у подножия Ливанских гор, подступающих здесь очень близко к берегу и не дающих простора для распространения внутрь страны. С другой стороны этот берег на протяжении двух градусов широты имеет несколько небольших мысов, образующих удобные места для устройства гаваней.

Первые сведения, дошедшие до нас о финикиянах (3000 лет до н. э.), рисуют их уже могущественным мореходным и торговым народом, который к этому времени успел распространить свои колонии далеко на запад по берегам Средиземного моря - Одной из древнейших колоний (околю 1100 лет до н. э.) был Гадир (Гадес по-римски и Кадис по-современному) или Тартесс; эта колония много способствовала знакомству финикиян с океаном. Другая колония, Карфаген, была основана немного позже там, где лежит теперешний Тунис, ее жители сделали очень много для изучения географии, и от них до нас дошло единственное описание морского путешествия финикиян.

~1~  ~2~  ~3~  ~4~  ~5~  ~6~  ~7~  ~8~  ~9~  ~10~  ~11~  ~12~  ~13~  ~14~  ~15~  ~16~  ~17~  ~18~  ~19~  ~20~  ~21~  ~22~  ~23~  ~24~  ~25~  ~26~  ~27~  ~28~  ~29~  ~30~  ~31~  ~32~  ~33~  ~34~  ~35~  ~36~  ~37~  ~38~  ~39~  ~40~  ~41~  ~42~  ~43~  ~44~  ~45~  ~46~  ~47~  ~48~  ~49~  ~50~  ~51~  ~52~  ~53~  ~54~  ~55~  ~56~  ~57~  ~58~  ~59~  ~60~  ~61~  ~62~  ~63~  ~64~  ~65~  ~66~  ~67~  ~68~  ~69~  ~70~  ~71~  ~72~  ~73~  ~74~  ~75~  ~76~  ~77~  ~78~  ~79~  ~80~  ~81~  ~82~  ~83~  ~84~  ~85~  ~86~  ~87~  ~88~