В этой же области в течение нескольких лет работал тогда лейтенант М. Е. Жданко, собравший в плавании на разных судах много данных по температуре и удельному весу морской воды.

У северного побережья Сибири, кроме Vega Норденшельда (1878-1879 гг.) и Fram Нансена (1896 г.), проходивших вдоль берегов, в течение 10 лет работала (1894-1904 гг.) Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана под начальством А. И. Вилькицкого, а потом Ф. К. Дриженко и А. И. Варнека, собравшая большой океанографический материал для пространства между Белым морем и Енисеем.

В 1901-1902 гг. тут же проходило судно русской полярной экспедиции Полярная Заря под руководством Э. Толя на котором собран большой океанографический материал, отчасти уже и изданный Академией наук.

Наконец, в последние годы между Беринговым проливом и Таймыром трудилась вторая гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана на судах Таймыр и Вайгач, сперва под общим руководством генерала Сергеева, а потом в 1913-1915 гг. под начальством кап. 2 ранга Б. А. Вилькицкого, командовавшего Таймыром, и кап. 2 ранга Новопашенного, командовавшего Вайгачом (см. карту II). Этими судами собрано много океанографических материалов так же, как и на судне Эклипс под командой Свердрупа, посланного навстречу двум вышеуказанным судам.

Голландцы также вступили на путь океанографических работ и исследовали свои воды в Зондском архипелаге на Siboga (1899-1900 гг.); результаты были ими изданы в ряде томов.

В 1899 г. по почину С. О. Макарова был построен Россией ледокол Ермак, сильнейший в то время из всех существующих (10 000 сил машина и 6000 т водоизмещение). Для пробы его, между прочим, было решено отправить судно в плавание к западу от Шпицбергена до встречи с полярными льдами и испытать его работу среди них. С. О. Макаров воспользовался таким случаем и по пути к северу и обратно произвел интересные океанографические работы (см. карту II), изданные в особом труде.

Здесь не приводятся указания на многочисленные промеры, сделанные судами телеграфных обществ перед прокладкой кабелей. Этими судами промерено большое число полос шириной в 10 морских миль з океане и получены оттуда образцы грунта дна. Иногда ими попутно измеряются и придонные и поверхностные температуры, других же исследований не производится за недостатком времени. Тем не менее и эти исследования оказали большую поддержку изучению рельефа и придонных температур. Некоторым из судов телеграфных обществ посчастливилось найти выдающиеся глубины. О таковых находках Tuscarora сказано было выше; другое судно Relay (см. карту II) при промере у берегов Чили и Перу нашло глубину в 7640 м; телеграфный американский пароход Nero в 1899 г. нашел около остров Гуам (Южн. Марианские острова) глубину в 9640 м - вторую по величине.

Английские гидрографические суда тоже сделали немало для изучения океанов, из них Penguin (см. карту II) в 1895 г. нашел наибольшую глубину южного Тихого океана у остров Тонга 9430 м.

~1~  ~2~  ~3~  ~4~  ~5~  ~6~  ~7~  ~8~  ~9~  ~10~  ~11~  ~12~  ~13~  ~14~  ~15~  ~16~  ~17~  ~18~  ~19~  ~20~  ~21~  ~22~  ~23~  ~24~  ~25~  ~26~  ~27~  ~28~  ~29~  ~30~  ~31~  ~32~  ~33~  ~34~  ~35~  ~36~  ~37~  ~38~  ~39~  ~40~  ~41~  ~42~  ~43~  ~44~  ~45~  ~46~  ~47~  ~48~  ~49~  ~50~  ~51~  ~52~  ~53~  ~54~  ~55~  ~56~  ~57~  ~58~  ~59~  ~60~  ~61~  ~62~  ~63~  ~64~  ~65~  ~66~  ~67~  ~68~  ~69~  ~70~  ~71~  ~72~  ~73~  ~74~  ~75~  ~76~  ~77~  ~78~  ~79~  ~80~  ~81~  ~82~  ~83~  ~84~  ~85~  ~86~  ~87~  ~88~