![]() |
Реклама
|
![]() В этой же области в течение нескольких лет работал тогда лейтенант М. Е. Жданко, собравший в плавании на разных судах много данных по температуре и удельному весу морской воды. У северного побережья Сибири, кроме Vega Норденшельда (1878-1879 гг.) и Fram Нансена (1896 г.), проходивших вдоль берегов, в течение 10 лет работала (1894-1904 гг.) Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана под начальством А. И. Вилькицкого, а потом Ф. К. Дриженко и А. И. Варнека, собравшая большой океанографический материал для пространства между Белым морем и Енисеем. В 1901-1902 гг. тут же проходило судно русской полярной экспедиции Полярная Заря под руководством Э. Толя на котором собран большой океанографический материал, отчасти уже и изданный Академией наук. Наконец, в последние годы между Беринговым проливом и Таймыром трудилась вторая гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана на судах Таймыр и Вайгач, сперва под общим руководством генерала Сергеева, а потом в 1913-1915 гг. под начальством кап. 2 ранга Б. А. Вилькицкого, командовавшего Таймыром, и кап. 2 ранга Новопашенного, командовавшего Вайгачом (см. карту II). Этими судами собрано много океанографических материалов так же, как и на судне Эклипс под командой Свердрупа, посланного навстречу двум вышеуказанным судам. Голландцы также вступили на путь океанографических работ и исследовали свои воды в Зондском архипелаге на Siboga (1899-1900 гг.); результаты были ими изданы в ряде томов. В 1899 г. по почину С. О. Макарова был построен Россией ледокол Ермак, сильнейший в то время из всех существующих (10 000 сил машина и 6000 т водоизмещение). Для пробы его, между прочим, было решено отправить судно в плавание к западу от Шпицбергена до встречи с полярными льдами и испытать его работу среди них. С. О. Макаров воспользовался таким случаем и по пути к северу и обратно произвел интересные океанографические работы (см. карту II), изданные в особом труде. Здесь не приводятся указания на многочисленные промеры, сделанные судами телеграфных обществ перед прокладкой кабелей. Этими судами промерено большое число полос шириной в 10 морских миль з океане и получены оттуда образцы грунта дна. Иногда ими попутно измеряются и придонные и поверхностные температуры, других же исследований не производится за недостатком времени. Тем не менее и эти исследования оказали большую поддержку изучению рельефа и придонных температур. Некоторым из судов телеграфных обществ посчастливилось найти выдающиеся глубины. О таковых находках Tuscarora сказано было выше; другое судно Relay (см. карту II) при промере у берегов Чили и Перу нашло глубину в 7640 м; телеграфный американский пароход Nero в 1899 г. нашел около остров Гуам (Южн. Марианские острова) глубину в 9640 м - вторую по величине. Английские гидрографические суда тоже сделали немало для изучения океанов, из них Penguin (см. карту II) в 1895 г. нашел наибольшую глубину южного Тихого океана у остров Тонга 9430 м. ~1~ ~2~ ~3~ ~4~ ~5~ ~6~ ~7~ ~8~ ~9~ ~10~ ~11~ ~12~ ~13~ ~14~ ~15~ ~16~ ~17~ ~18~ ~19~ ~20~ ~21~ ~22~ ~23~ ~24~ ~25~ ~26~ ~27~ ~28~ ~29~ ~30~ ~31~ ~32~ ~33~ ~34~ ~35~ ~36~ ~37~ ~38~ ~39~ ~40~ ~41~ ~42~ ~43~ ~44~ ~45~ ~46~ ~47~ ~48~ ~49~ ~50~ ~51~ ~52~ ~53~ ~54~ ~55~ ~56~ ~57~ ~58~ ~59~ ~60~ ~61~ ~62~ ~63~ ~64~ ~65~ ~66~ ~67~ ~68~ ~69~ ~70~ ~71~ ~72~ ~73~ ~74~ ~75~ ~76~ ~77~ ~78~ ~79~ ~80~ ~81~ ~82~ ~83~ ~84~ ~85~ ~86~ ~87~ ~88~ |
Реклама
"> |