Сзади и снизу главной вьюшки проходит стальная толстая лента. Начало ее укреплено вверху станины, затем она обнимает окраины щек главной вьюшки, проходит под ней и другим концом крепится к нижнему краю трубки (k). Когда на шкиве счетчика (т) лежит проволока лотлиня и своим весом и весом лота заставляет трубку (k) опуститься до упора в край продолжения станины (£). то ленточный тормоз (5) получает полную слабину и отходит от щек главной вьюшки, совершенно ее освобождая.

Измерение глубины производится так. К концу проволочного лотлиня приплетен тросовый конец около 20 м длиной, чтобы обеспечить проволоку от образования колышек. Подвесив к нему лот, постепенно отхаживают главную вьюшку двумя рукоятками, надевающимися на концы ее оси. При этом над лотом привешивают термометры и батометр для придонного слоя воды. Затем доводят лот до поверхности воды, ставят счетчик на нуль и, зажав стопор (о), снимают ручки вьюшки. Вращая ручку винта (g), зажимают ленточный тормоз (s) настолько, чтобы при отдаче стопора (о) вьюшка начала медленно вращаться и лотлинь разматываться. Затем, зная вес проволоки в воде (при диаметре 0,9 мм 1000 м весят в воздухе 5,6 кг, а в воде - 4,9 кг), все время измерения постепенно натягивают пружину (р), руководясь делениями, назначенными на диске винта (/), зажимая вместе с этим и ленточный тормоз (s), потому что конец его связан с нижним краем трубки (k), и, следовательно, чем больше наклоняется назад ручка (г), тем более зажимается тормоз (s). В момент углубления трубки лота в дно шкив (п) и трубка (k) сразу освобождаются от груза лота, почему пружина (р) также сразу сокращается, нагибая за ручку (г) трубку (k) вверх и тем самым крепко зажимая ленточный тормоз (s), который и останавливает вьюшку. Остается прочесть на счетчике (т) прямо глубину (в метрах или морских саженях, смотря, как он разделен).

Затем, надев ручки на ось вьюшки, отдают ленточный тормоз (s), отвинчивают винт (g) и, делая вручную несколько оборотов назад, этим движением вытаскивают трубку лота из грунта дна; зажимают стопор (о) и на имеющийся сбоку на другой стороне станины шкив одного диаметра с вьюшкой, насаженный наглухо на ее оси, надевают бесконечный ремень от электродвигателя, установленного сзади глубомера на той же платформе. Снимают ручки вьюшки и дают ход электрическому двигателю, сперва тихий, а потом быстрее. При этом тихонько двигают справа налево и обратно ручку (у); она оканчивается впереди под вьюшкой - вилкой, кончик которой виден из ложкообразного углубления (г). Вилка служит для равномерности навивания проволоки лотлиня на вьюшку. Навивая, необходимо протирать проволоку и пропускать ее сквозь пропитанную маслом тряпку.

На стр. 89 приведен пример измерения современным глубомером, из которого видно, что лот пускают бежать с умеренной скоростью, около 2,0-2,5 м в одну секунду и с такою же скоростью выхаживают обратностров При глубине в 2059 м понадобилось 21 мин. 15 сек. для достижения дна. 4 мин. держали на дне термометры и поднимали 21 мин.; общая продолжительность измерения 46 мин. При тросовом лотлине оно потребовало бы около 2 час.

С новейшими глубомерами употребляют лоты, основанные на принципе Брука, т. е. с отделяющейся тяжестью. На чертеже (фиг. 14) изображен один из лотов, употребляемых в настоящее время. Вверху имеется кольцо (а), за которое берется конец лотлиня, оно соединено с верхним рычагом (б), оканчивающимся внизу зубцом, упирающимся в выступ другого рычага (в), конец которого выходит из несколько изогнутого тела верхней части трубки лота. Это устройство хорошо видно на дополнительном чертеже. Второй рычаг (в), вращаясь на своей оси, постоянно нажимается плоской пружиной (г), спрятанной в теле верхней части трубки лота, она стремится отогнуть рычаг вправо, отчего он удерживается упором в зубец верхнего рычага (б) и весом овального груза (д), который поддерживается проволокой, идущей от двух ушков груза и надетой серединой на зубец рычага (в).

~1~  ~2~  ~3~  ~4~  ~5~  ~6~  ~7~  ~8~  ~9~  ~10~  ~11~  ~12~  ~13~  ~14~  ~15~  ~16~  ~17~  ~18~  ~19~  ~20~  ~21~  ~22~  ~23~  ~24~  ~25~  ~26~  ~27~  ~28~  ~29~  ~30~  ~31~  ~32~  ~33~  ~34~  ~35~  ~36~  ~37~  ~38~  ~39~  ~40~  ~41~  ~42~  ~43~  ~44~  ~45~  ~46~  ~47~  ~48~  ~49~  ~50~  ~51~  ~52~  ~53~  ~54~  ~55~  ~56~  ~57~  ~58~  ~59~  ~60~  ~61~  ~62~  ~63~  ~64~  ~65~  ~66~  ~67~  ~68~  ~69~  ~70~  ~71~  ~72~  ~73~  ~74~  ~75~  ~76~  ~77~  ~78~  ~79~  ~80~  ~81~  ~82~  ~83~  ~84~  ~85~  ~86~  ~87~  ~88~