В открытом море старые льды много способствуют ускорению образования нового льда, во-первых, охлаждая воду вокруг, затем, препятствуя волнению и, наконец, доставляя пресную воду, стекающую в летнее время с их поверхности. Поэтому между старыми льдами новый лед образуется скорее и раньше.

Наблюдения показывают, что естественным замерзанием лед не может достигнуть толщины более 3–4 см, потому что лед – плохой проводник тепла. Обыкновенно же за зиму лед успевает дойти до толщины в 2–2,5 м.

Лед из морской воды имеет удельный вес, близкий к 0,9; так как в природе никогда не бывает больших масс льда совершенно сплошных, а в них всегда включены пузырьки воздуха, то и удельный вес ледяных глыб всегда различный. Принимая удельный вес морской воды в полярных странах около 1,026, можно допустить, в среднем, если взять кусок морского льда совершенно правильной геометрической формы, что отношение надводной его части к подводной будет 1 : 7. Обыкновенно льдины имеют неправильную форму, и, конечно, остроконечные части их, когда льдина плавает, оказываются вверху, почему над водой часто бывает не седьмая, а большая часть всей льдины.

Цвет морского льда обыкновенно зеленый, тем светлее, чем больше в нем воздушных пузырьков. Морской лед соленый, но состав его иной, нежели воды, из коей он образовался; с течением времени соли выветриваются и выщелачиваются снеговой водой, потому старые льды почти пресные.

При температурах около 0° морской лед отличается большой пластичностью и упругостью и ломается трудно, при низких же температурах лед очень тверд и хрупок и при сдавливании ломается легко и с сильным треском.

При самом начале образования ледяного покрова волнение и ветер нередко взламывают молодой лед и набивают льдинки одна на другую. При дальнейшем утолщении льда случается то же самое. Ветры вследствие трения о поверхность льдов заставляют их двигаться по какому-либо направлению; двигающаяся огромная площадь льдов даже и при очень малой скорости обладает большой живой силой. Подобная движущаяся масса льдов, встречая на своем пути не только берега, но даже лишь льды, стоячие или двигающиеся по иному направлению,-произведет на них громадное давление, которого не выдерживает крепость льда; тогда последний взламывается по линии, приблизительно перпендикулярной к направлению движения. Взлом льда даст возможность остальной массе льдов продвинуться еще вперед, произойдет новое взламывание, и в конце концов по линии взлома образуется нагромождение ледяных обломков выше и ниже уровня воды, пока эта масса обломков не сделается достаточно прочной. Тогда лед начинает взламываться по другой линии, где снова нагромождаются такие же гряды ледяных холмов, называемых торосами. Когда ветер задует от иного направления, тогда получатся новые гряды торосов, и т. д.

Первое возникновение тороса видно на прилагаемой фотографии (фиг. 70), снятой зимой 1914-15 г. в Гидрографической экспедиции Морского министерства под командой Б. А. Вилькицкого у берегов Таймырского полуострова. Когда же подобные торосы достигают особенно большого развития, то получаются громадные нагромождения льдов, образчиком которых служит фотография (фиг. 71), представляющая такой торос по фотографии экспедиции Нансена в Полярное море в 1893– 1896 гг. Эти торосы, пересекаясь между собой, образуют сетку ледяных гряд, изборождающих всю поверхность полярных льдов, оставляя между собой сравнительно небольшие, более или менее ровные площадки кругловатой формы, со всех сторон окруженные торосами.

~1~  ~2~  ~3~  ~4~  ~5~  ~6~  ~7~  ~8~  ~9~  ~10~  ~11~  ~12~  ~13~  ~14~  ~15~  ~16~  ~17~  ~18~  ~19~  ~20~  ~21~  ~22~  ~23~  ~24~  ~25~  ~26~  ~27~  ~28~  ~29~  ~30~  ~31~  ~32~  ~33~  ~34~  ~35~  ~36~  ~37~  ~38~  ~39~  ~40~  ~41~  ~42~  ~43~  ~44~  ~45~  ~46~  ~47~  ~48~  ~49~  ~50~  ~51~  ~52~  ~53~  ~54~  ~55~  ~56~  ~57~  ~58~  ~59~  ~60~  ~61~  ~62~  ~63~  ~64~  ~65~  ~66~  ~67~  ~68~  ~69~  ~70~  ~71~  ~72~  ~73~  ~74~  ~75~  ~76~  ~77~  ~78~  ~79~  ~80~  ~81~  ~82~  ~83~  ~84~  ~85~  ~86~  ~87~  ~88~