Самое опасное для целости судна в полярных морях есть давление льдов; большое число раздавленных льдами судов наглядно подтверждает этот вывод, а так как в открытом море в полярных пространствах судну не избежать подобного давления льдов, то главный вывод из опыта полярных мореплавателей заключался в следующем правиле – всегда идти, придерживаясь берега полярных земель. Малые прибрежные глубины не позволяли мощным, глубоко сидящим льдам подходить к самому берегу, вдоль которого часто оставался узкий канал достаточной глубины для плавания небольших деревянных и неглубоко сидящих парусных судов. По таким-то каналам не только плавали, но и лавировали под парусами. Последнему способствовали небольшие размеры судов и уменье управляться на них; удивительными примерами подобного управления богата история полярных плаваний.

Незнание условий полярной жизни и гигиены также дорого стоило людям, и, пока накопился по этому предмету достаточный опыт, прошло много времени. За этот промежуток времени люди успели продвинуться до крайних пределов полярных земель, лежащих вокруг Северного Полярного пространства, и наметить в нескольких местах берега Антарктического материка.

К концу XIX столетия полярные исследователи оказались перед обширным пространством Северного Полярного моря, заполненным по своим окраинам льдами очень тяжелого характера, с массой нагромождений в виде торосов. Отсутствие берегов дальше к северу лишало возможности применять вышеуказанный старый, испытанный прием плаваний, а попытки отважиться войти с кораблем в ледяной пак оканчивались крушениями судов (например, Janneite в 1879 г.). Попытки продвинуться к северу по льду пешком также не были успешны, и, таким образом, далее 83° с. ш. с небольшим, т. е. окраины северных полярных земель (Маркгам в 1876 г. к северу от Земли Гранта; Локвуд в 1882 г. к северу от Гренландии), не удавалось проникнуть в полярное пространство, которое, казалось, и навсегда должно было сохранить свою неизвестность.

Было ясно, что прежние приемы полярных исследований не могли дать ничего более, и необходимо было найти новые способы, что и было выполнено Ф. Нансеном. Его главная заслуга и заключается именно в том, что, внимательно изучив всю совокупность данных о полярных странах, он сумел сделать из них новый вывод, на который, между прочим, его навела находка у западных берегов Гренландии предметов, оставленных на льдах экспедицией Jannette к северо-востоку от Новосибирских островов. Предметы эти, очевидно, были принесены к Гренландии льдами. Внимательный разбор различных других подобных случаев переноса предметов из американской половины Северного Полярного моря к Гренландии позволил Нансену убедиться, что в Полярном море несомненно существует постоянное движение льдов, идущее от Берингова пролива к Атлантическому океану. Оставалось воспользоваться этим движением льдов и вместе с ними проникнуть в неизвестную центральную область Полярного моря. Но для выполнения подобного плана нужно было иметь и особое судно, которое бы выдерживало громадное давление льдов в открытом море. Нансен обошел и это препятствие, предложив придать подводной части судна такие обводы, чтобы оно под напором льдов поднималось ими же вверх, а не сдавливалось. Подобное судно (Фрам) было построено; трехлетний дрейф его со льдами через Полярное море и благополучное прибытие к Шпицбергену доказали справедливость рассуждений Нансена, а удивительно богатый материал, собранный экспедицией в совершенно новых условиях, и его высокая научная обработка справедливо стяжали Нансену заслуженную научную известность.

~1~  ~2~  ~3~  ~4~  ~5~  ~6~  ~7~  ~8~  ~9~  ~10~  ~11~  ~12~  ~13~  ~14~  ~15~  ~16~  ~17~  ~18~  ~19~  ~20~  ~21~  ~22~  ~23~  ~24~  ~25~  ~26~  ~27~  ~28~  ~29~  ~30~  ~31~  ~32~  ~33~  ~34~  ~35~  ~36~  ~37~  ~38~  ~39~  ~40~  ~41~  ~42~  ~43~  ~44~  ~45~  ~46~  ~47~  ~48~  ~49~  ~50~  ~51~  ~52~  ~53~  ~54~  ~55~  ~56~  ~57~  ~58~  ~59~  ~60~  ~61~  ~62~  ~63~  ~64~  ~65~  ~66~  ~67~  ~68~  ~69~  ~70~  ~71~  ~72~  ~73~  ~74~  ~75~  ~76~  ~77~  ~78~  ~79~  ~80~  ~81~  ~82~  ~83~  ~84~  ~85~  ~86~  ~87~  ~88~