Ламарк и учение об эволюции органического мира (продолжение)

Жан Батист Ламарк

В истории философии и естествознания выдающуюся роль сыграла гениальная космогоническая гипотеза Канта, пробившая брешь в окаменелом воззрении на природу, гипотеза, в свете которой земля и вся солнечная система предстали как нечто ставшее во времени. Подобную же роль, на наш взгляд, в области наук о живой природе сыграли груды Ламарка, явившиеся ярким воплощением нового направления в развитии естествознания. Таково должно быть беспристрастное суждение историка науки, невзирая на тот известный факт, что непосредственные отклики как на гипотезу Канта, так позже и на теорию Ламарка не соответствовали их великому историческому значению. В подобной оценке значения трудов Ламарка нет преувеличения, ведь именно они пробили первую брешь в окаменелом воззрении на органический мир. В произведениях некоторых натуралистов и философов и до Ламарка встречаются отдельные высказывания эволюционного порядка, отдельные разрозненные и подчас весьма противоречивые элементы эволюционизма.

Однако эти высказывания, хотя и сыграли определенную роль в историй эволюционизма, но они не привели их авторов к целостной эволюционной концепции, создание которой остается великой заслугой Ламарка. Совершенно не соответствует истине распространенная и сейчас оценка эволюционной теории Ламарка как чисто натурфилософского предвосхищения. Нужно со всей определенностью сказать, что Ламарк, на уровне науки его времени дал ряд убедительных доказательств самого факта эволюции и обнаружил некоторые важнейшие закономерности, лежащие в основе историческое го преобразования органических форм. Не кто иной, как Ч. Дарвин в историческом очерке, которым начинается "Происхождение видов", отметил, говоря об эволюционных воззрениях, что "Ламарк был первым, чьи выводы по этому предмету привлекли к себе большое внимание. Он отстаивает воззрения, что все виды, включая человека, произошли от других видов. Ему принадлежит великая заслуга: он первый остановил всеобщее внимание на вероятности предположения, что все изменения в органическом мире, как и в неорганическом, происходили на основании законов (природы), а не вследствие чудесного вмешательства". Эрнст Геккель шел дальше в оценке научных заслуг Ламарка, считая его "Основателем учения об изменяемости видов, как самостоятельной научной теории". К. А. Тимирязев вполне справедливо писал, что "появившаяся в 1809 г. «Philosophie Zoologique» Ламарка представляет, несомненно, первое произведение, в котором вопрос о происхождении организмов обсуждается не мимоходом, а со всей необходимой широтой охвата, во всеоружии научных знаний того времени".

Я. М. Поляков

~1~  ~2~  ~3~  ~4~  ~5~  ~6~  ~7~  ~8~  ~9~  ~10~  ~11~  ~12~  ~13~  ~14~  ~15~  ~16~  ~17~  ~18~  ~19~  ~20~  ~21~  ~22~  ~23~  ~24~  ~25~  ~26~  ~27~  ~28~  ~29~  ~30~  ~31~  ~32~  ~33~  ~34~  ~35~  ~36~  ~37~  ~38~  ~39~  ~40~  ~41~  ~42~  ~43~  ~44~  ~45~  ~46~  ~47~  ~48~  ~49~  ~50~  ~51~  ~52~  ~53~  ~54~  ~55~  ~56~  ~57~  ~58~  ~59~  ~60~  ~61~  ~62~  ~63~  ~64~  ~65~  ~66~  ~67~  ~68~  ~69~  ~70~  ~71~  ~72~  ~73~  ~74~  ~75~  ~76~  ~77~  ~78~  ~79~  ~80~  ~81~  ~82~  ~83~  ~84~  ~85~  ~86~  ~87~  ~88~ 


Rambler's Top100