![]() |
Реклама
|
Ламарк и учение об эволюции органического мира (продолжение)![]() В истории философии и естествознания выдающуюся роль сыграла гениальная космогоническая гипотеза Канта, пробившая брешь в окаменелом воззрении на природу, гипотеза, в свете которой земля и вся солнечная система предстали как нечто ставшее во времени. Подобную же роль, на наш взгляд, в области наук о живой природе сыграли груды Ламарка, явившиеся ярким воплощением нового направления в развитии естествознания. Таково должно быть беспристрастное суждение историка науки, невзирая на тот известный факт, что непосредственные отклики как на гипотезу Канта, так позже и на теорию Ламарка не соответствовали их великому историческому значению. В подобной оценке значения трудов Ламарка нет преувеличения, ведь именно они пробили первую брешь в окаменелом воззрении на органический мир. В произведениях некоторых натуралистов и философов и до Ламарка встречаются отдельные высказывания эволюционного порядка, отдельные разрозненные и подчас весьма противоречивые элементы эволюционизма. Однако эти высказывания, хотя и сыграли определенную роль в историй эволюционизма, но они не привели их авторов к целостной эволюционной концепции, создание которой остается великой заслугой Ламарка. Совершенно не соответствует истине распространенная и сейчас оценка эволюционной теории Ламарка как чисто натурфилософского предвосхищения. Нужно со всей определенностью сказать, что Ламарк, на уровне науки его времени дал ряд убедительных доказательств самого факта эволюции и обнаружил некоторые важнейшие закономерности, лежащие в основе историческое го преобразования органических форм. Не кто иной, как Ч. Дарвин в историческом очерке, которым начинается "Происхождение видов", отметил, говоря об эволюционных воззрениях, что "Ламарк был первым, чьи выводы по этому предмету привлекли к себе большое внимание. Он отстаивает воззрения, что все виды, включая человека, произошли от других видов. Ему принадлежит великая заслуга: он первый остановил всеобщее внимание на вероятности предположения, что все изменения в органическом мире, как и в неорганическом, происходили на основании законов (природы), а не вследствие чудесного вмешательства". Эрнст Геккель шел дальше в оценке научных заслуг Ламарка, считая его "Основателем учения об изменяемости видов, как самостоятельной научной теории". К. А. Тимирязев вполне справедливо писал, что "появившаяся в 1809 г. «Philosophie Zoologique» Ламарка представляет, несомненно, первое произведение, в котором вопрос о происхождении организмов обсуждается не мимоходом, а со всей необходимой широтой охвата, во всеоружии научных знаний того времени". Я. М. Поляков ~1~ ~2~ ~3~ ~4~ ~5~ ~6~ ~7~ ~8~ ~9~ ~10~ ~11~ ~12~ ~13~ ~14~ ~15~ ~16~ ~17~ ~18~ ~19~ ~20~ ~21~ ~22~ ~23~ ~24~ ~25~ ~26~ ~27~ ~28~ ~29~ ~30~ ~31~ ~32~ ~33~ ~34~ ~35~ ~36~ ~37~ ~38~ ~39~ ~40~ ~41~ ~42~ ~43~ ~44~ ~45~ ~46~ ~47~ ~48~ ~49~ ~50~ ~51~ ~52~ ~53~ ~54~ ~55~ ~56~ ~57~ ~58~ ~59~ ~60~ ~61~ ~62~ ~63~ ~64~ ~65~ ~66~ ~67~ ~68~ ~69~ ~70~ ~71~ ~72~ ~73~ ~74~ ~75~ ~76~ ~77~ ~78~ ~79~ ~80~ ~81~ ~82~ ~83~ ~84~ ~85~ ~86~ ~87~ ~88~ |
Реклама
"> |