Диск Секки

Прозрачность морской воды.

Морская вода не представляет абсолютно прозрачной среды и при достаточной толщине слоя совершенно не пропускает лучей света.

Исследования показали, что прозрачность морской воды имеет избирательный характер, т. е. морская вода различным образом поглощает простые лучи солнечного спектра. Прежде всего поглощаются лучи, наименее преломляющиеся и в то же время обладающие наибольшей длиной волны, т. е. инфракрасные; их почти целиком поглощает тонкий верхний слой воды. Из видимой части спектра наиболее-всего поглощаются красные лучи и наименее всего – фиолето-в ы е. За ними в спектре следуют ультрафиолетовые лучи,, обладающие большой преломляемостью и малой длиной волны, они поглощаются водой всего менее.

Способы наблюдения прозрачности воды. Первые попытки наблюдать прозрачность морской воды были сделаны членом Парижской академии наук Бугером во время его плавания в Южную Америку для участия в градусном измерении в Перу (в XVIII столетии). На основании произведенных им опытов Бугер пришел к выводу, что на глубине около 210 м находится предел проникновения света в воду.

Один из первых русских кругосветных, мореплавателей, капитан 2 ранга О. Коцебу во время своего плавания на шлюпе Рюрик в 1815–1818 гг. первый попробовал опускать в воду диски, прикрепленные перпендикулярно к линю, и притом не только белые, но и красные. Глубина, на которой они пропадали для глаза, принималась за предел прозрачности.

Такие же опыты были повторены командующим американской научной экспедицией в Южную полярную область. Унльксом в 1838–1842 гг., причем последний отмечал глубину пропадания диска и глубину его появления при медленном выбирании. Фиг. 83. Диск Секкинии линя и из этих двух глубин брал среднюю.

Подобные же наблюдения производились затем многими, но особенно обстоятельно Секки в 1865 г. в Средиземном море, и с тех пор простой прибор, служащий для этих наблюдений и состоящий из диска в-30 см в диаметре, называется диском Секки.

Прибор может быть сделан на каждом корабле и во всякой мастерской. Как видно на чертеже (фиг. 83), он состоит из диска, в центре которого впаяна короткая трубка, а к ее нижнему концу укреплен другой меньший, обыкновенно свинцовый диск для увеличения груза, чтобы прибор лучше натягивал линь, на котором он подвешивается. Линь пропускают сквозь трубку, а снизу на нем делают кноп; на лине кладут марки через определенные расстояния (метры и дециметры). Диск окрашивается цинковыми белилами, что придает ему чисто белый цвет. Можно сделать и иначе, например, через 120° по окружности снабдить диск ушками и за них взять три штерта одинаковой длины и, связав их в один узел, прикрепить к нему линь.

При наблюдении диск опускают с теневой стороны корабля, чтобы отблеск от воды не мешал наблюдению, и медленно травят линь, пока диск не перестанет быть виден. Дав глазу отдохнуть несколько минут, начинают медленно выбирать линь и отмечают глубину появления диска, среднее из двух этих чисел и будет глубина прозрачности в данном месте.

~1~  ~2~  ~3~  ~4~  ~5~  ~6~  ~7~  ~8~  ~9~  ~10~  ~11~  ~12~  ~13~  ~14~  ~15~  ~16~  ~17~  ~18~  ~19~  ~20~  ~21~  ~22~  ~23~  ~24~  ~25~  ~26~  ~27~  ~28~  ~29~  ~30~  ~31~  ~32~  ~33~  ~34~  ~35~  ~36~  ~37~  ~38~  ~39~  ~40~  ~41~  ~42~  ~43~  ~44~  ~45~  ~46~  ~47~  ~48~  ~49~  ~50~  ~51~  ~52~  ~53~  ~54~  ~55~  ~56~  ~57~  ~58~  ~59~  ~60~  ~61~  ~62~  ~63~  ~64~  ~65~  ~66~  ~67~  ~68~  ~69~  ~70~  ~71~  ~72~  ~73~  ~74~  ~75~  ~76~  ~77~  ~78~  ~79~  ~80~  ~81~  ~82~  ~83~  ~84~  ~85~  ~86~  ~87~  ~88~