Определение скорости, периода и длины волны

II. Корабль идет под углом к линии гребней волн.

Если корабль идет и, как чаще всего бывает, курс его составляет какой-нибудь угол а° с перпендикуляром к линии гребней, то оба эти условия необходимо принять во внимание для получения истинных величин элементов волны.

Для определения скорости два наблюдателя размещаются на концах измеренной по палубе линии I и наблюдают моменты прохождения того же гребня волны через линию их визирования, расположенную перпендикулярно килю корабля. Взяв среднее из наблюденных промежутков времени пробегания волной длины /, получают t сек. На чертеже (фиг. 93) предполагается, что расстояние / пробегается волной в промежуток времени t. Так как корабль идет под углом а к линии, перпендикулярной гребням волн, т. е. к направлению их движения, то, чтобы принять во внимание уклонение курса от направления движения волн, необходимо найти проекцию расстояния I и скорости корабля v на направлении движения волн, для чего обе величины умножают на cos а:

I cos а и l/cosa.

Если бы корабль не двигался, то искомая скорость волн нашлась бы из выражения

I/ I

V = f cos а,

но так как корабль двигается по линии своего курса со скоростью v, а по линии движения волн –со скоростью V cos а, то истинная скорость волн найдется, если к вышеприведенному выражению присоединим относительную скорость корабля V cos а с соответствующим знаком,

V=(~-± I/) cos а.

Знак плюс берут, если корабль идет в ту же сторону, куда и волнение; а знак минус – когда корабль идет навстречу волнению.

~1~  ~2~  ~3~  ~4~  ~5~  ~6~  ~7~  ~8~  ~9~  ~10~  ~11~  ~12~  ~13~  ~14~  ~15~  ~16~  ~17~  ~18~  ~19~  ~20~  ~21~  ~22~  ~23~  ~24~  ~25~  ~26~  ~27~  ~28~  ~29~  ~30~  ~31~  ~32~  ~33~  ~34~  ~35~  ~36~  ~37~  ~38~  ~39~  ~40~  ~41~  ~42~  ~43~  ~44~  ~45~  ~46~  ~47~  ~48~  ~49~  ~50~  ~51~  ~52~  ~53~  ~54~  ~55~  ~56~  ~57~  ~58~  ~59~  ~60~  ~61~  ~62~  ~63~  ~64~  ~65~  ~66~  ~67~  ~68~  ~69~  ~70~  ~71~  ~72~  ~73~  ~74~  ~75~  ~76~  ~77~  ~78~  ~79~  ~80~  ~81~  ~82~  ~83~  ~84~  ~85~  ~86~  ~87~  ~88~