В 80-х годах французское правительство снаряжало четыре года подряд специальные океанографические экспедиции на судах Talisman и Travailleur (см. карту II), обследовавших Атлантический океан у берегов Франции, Португалии и Испании и западную половину Средиземного моря.

Итальянский военный флот принял участие в изучении океанов плаванием Vettore Pisant (1882-1885 гг.), причем командир его, известный своими учеными трудами кап. I ранга Маньяги внес ряд усовершенствований в приборы для измерения глубин и приспособления для определения температур (фиг. 50, стр. 165, рама глубоководного термометра системы Маньяги).

С 1885 г. начались океанографические труды принца Монакского Альбера, который одно за другим построил три судна: Hirondelle и два одного имени Princesse Alice (последнее в 1420 т), постепенно все большие по размерам и удобнее устроенные для работ по океанографии. С 1885 г. принц Альбер почти ежегодно плавал в Северном Атлантическом океане и Средиземном море, постепенно расширяя область своих исследований от экватора до Шпицбергена (на карте II назначен только один путь Hirondelle при исследовании Гольфстрима с помощью поплавков). Результаты океанографических работ принца Альбера, главным образом зоогеографичеекие, постоянно издаются, им и уже образовали целую библиотеку. Им и его сотрудниками придумано и построено много самых разнообразных приборов, вошедших во всеобщее употребление. Наконец, в 1890 г. в Монако принцем Альбером был открыт Океанографический музей, на фронтоне которого среди десяти имен судов, известных своими работами по океанографии, стоит и имя Витязь. Немного позже (1906 г.) в Париже принц Альбер основал при Сорбонне Океанографический институт, предназначенный для распространения этих знаний. Кроме того, принцем Монакским издана первая карта Мирового океана с указанием всех измеренных глубин в масштабе 1 : 10 000 000; карта в 1914 г. начала выходить вторым изданием.

В 1886-1889 гг. русский корвет Витязь под командой кап. 1 ранга С. О. Макарова отправлялся в кругосветное плавание, которое не имело прямых научных целей, но вследствие почина командира корабля, уже и ранее интересовавшегося физико-географическими исследованиями и произведшего в 1881 г. изучение поверхностного и подводного течений в Босфоре, на всем пути корвета производились определения поверхностных температур, удельного веса и течений, и затем в интересных местах и когда позволяла погода эти же наблюдения производились и на различных глубинах до 800 м. Наблюдения на поверхности производились каждые 4 часа, на границах течений, в проливах и т. п. иногда и через каждые 10-5 мин. Число глубоководных станций доходит до 261, на каждой из них произведены наблюдения на глубинах: 0, 25, 100, 200, 400 и часто 800 м.

~1~  ~2~  ~3~  ~4~  ~5~  ~6~  ~7~  ~8~  ~9~  ~10~  ~11~  ~12~  ~13~  ~14~  ~15~  ~16~  ~17~  ~18~  ~19~  ~20~  ~21~  ~22~  ~23~  ~24~  ~25~  ~26~  ~27~  ~28~  ~29~  ~30~  ~31~  ~32~  ~33~  ~34~  ~35~  ~36~  ~37~  ~38~  ~39~  ~40~  ~41~  ~42~  ~43~  ~44~  ~45~  ~46~  ~47~  ~48~  ~49~  ~50~  ~51~  ~52~  ~53~  ~54~  ~55~  ~56~  ~57~  ~58~  ~59~  ~60~  ~61~  ~62~  ~63~  ~64~  ~65~  ~66~  ~67~  ~68~  ~69~  ~70~  ~71~  ~72~  ~73~  ~74~  ~75~  ~76~  ~77~  ~78~  ~79~  ~80~  ~81~  ~82~  ~83~  ~84~  ~85~  ~86~  ~87~  ~88~