![]() |
Реклама
|
![]() В 80-х годах французское правительство снаряжало четыре года подряд специальные океанографические экспедиции на судах Talisman и Travailleur (см. карту II), обследовавших Атлантический океан у берегов Франции, Португалии и Испании и западную половину Средиземного моря. Итальянский военный флот принял участие в изучении океанов плаванием Vettore Pisant (1882-1885 гг.), причем командир его, известный своими учеными трудами кап. I ранга Маньяги внес ряд усовершенствований в приборы для измерения глубин и приспособления для определения температур (фиг. 50, стр. 165, рама глубоководного термометра системы Маньяги). С 1885 г. начались океанографические труды принца Монакского Альбера, который одно за другим построил три судна: Hirondelle и два одного имени Princesse Alice (последнее в 1420 т), постепенно все большие по размерам и удобнее устроенные для работ по океанографии. С 1885 г. принц Альбер почти ежегодно плавал в Северном Атлантическом океане и Средиземном море, постепенно расширяя область своих исследований от экватора до Шпицбергена (на карте II назначен только один путь Hirondelle при исследовании Гольфстрима с помощью поплавков). Результаты океанографических работ принца Альбера, главным образом зоогеографичеекие, постоянно издаются, им и уже образовали целую библиотеку. Им и его сотрудниками придумано и построено много самых разнообразных приборов, вошедших во всеобщее употребление. Наконец, в 1890 г. в Монако принцем Альбером был открыт Океанографический музей, на фронтоне которого среди десяти имен судов, известных своими работами по океанографии, стоит и имя Витязь. Немного позже (1906 г.) в Париже принц Альбер основал при Сорбонне Океанографический институт, предназначенный для распространения этих знаний. Кроме того, принцем Монакским издана первая карта Мирового океана с указанием всех измеренных глубин в масштабе 1 : 10 000 000; карта в 1914 г. начала выходить вторым изданием. В 1886-1889 гг. русский корвет Витязь под командой кап. 1 ранга С. О. Макарова отправлялся в кругосветное плавание, которое не имело прямых научных целей, но вследствие почина командира корабля, уже и ранее интересовавшегося физико-географическими исследованиями и произведшего в 1881 г. изучение поверхностного и подводного течений в Босфоре, на всем пути корвета производились определения поверхностных температур, удельного веса и течений, и затем в интересных местах и когда позволяла погода эти же наблюдения производились и на различных глубинах до 800 м. Наблюдения на поверхности производились каждые 4 часа, на границах течений, в проливах и т. п. иногда и через каждые 10-5 мин. Число глубоководных станций доходит до 261, на каждой из них произведены наблюдения на глубинах: 0, 25, 100, 200, 400 и часто 800 м. ~1~ ~2~ ~3~ ~4~ ~5~ ~6~ ~7~ ~8~ ~9~ ~10~ ~11~ ~12~ ~13~ ~14~ ~15~ ~16~ ~17~ ~18~ ~19~ ~20~ ~21~ ~22~ ~23~ ~24~ ~25~ ~26~ ~27~ ~28~ ~29~ ~30~ ~31~ ~32~ ~33~ ~34~ ~35~ ~36~ ~37~ ~38~ ~39~ ~40~ ~41~ ~42~ ~43~ ~44~ ~45~ ~46~ ~47~ ~48~ ~49~ ~50~ ~51~ ~52~ ~53~ ~54~ ~55~ ~56~ ~57~ ~58~ ~59~ ~60~ ~61~ ~62~ ~63~ ~64~ ~65~ ~66~ ~67~ ~68~ ~69~ ~70~ ~71~ ~72~ ~73~ ~74~ ~75~ ~76~ ~77~ ~78~ ~79~ ~80~ ~81~ ~82~ ~83~ ~84~ ~85~ ~86~ ~87~ ~88~ |
Реклама
"> |