Фиг. 10. Схема глубомера Томсона

Техническое выполнение этой идеи видно на чертеже. На особой платформе устанавливалась стойка со счетчиком числа оборотов вьюшки (б-а), которая была пустотелая и, по возможности, легкая, для уменьшения ее инерции. Она в поперечном сечении имела два кипа (правый черт.), один широкий для лотлиня (ж) и другой - узкий для тросового тормоза (е).

Тормозной конец закреплялся на верху особой рамы у вьюшки за обух (г) и шел по узкому кипу вокруг вьюшки поверх двух шкивов к поддону (d), на который накладывались гири по мере того, как увеличивалась длина лотлиня за бортом, с таким расчетом, чтобы вес гирь всегда был больше веса лотлиня, уже находившегося в воде. Общий вид первого глубомера Томсона показан на другом чертеже (фиг. 11). На платформе, на стойках, установлены рельсы, по которым скользит глубомер. Перед измерением глубины его подвигают вперед, к борту, и проволока бежит за борт прямо с главной вьюшки. После достижения лотом дна глубомер отодвигают назад, как показано на чертеже, и проволоку накладывают на обод шкива на конце платформы, затем проводят ее назад на вспомогательный шкив, вокруг которого она делает один оборот и идет вверх на главную вьюшку. Вращают вспомогательную вьюшку, принимающую на себя вес проволоки, а на главной вьюшке выбирают только слабину проволоки.

Другое важное усовершенствование, введенное в дело измерения глубин Томсоном, состояло в замене тросового лотлиня проволочным. Томсон применил сперва фортепианные струны, а потом стали нарочно для лотлиня изготовлять цинкованную проволоку диаметром 0,7-0,9 мм, выдерживавшую на разрыв 105-300 кг. Проволочный лотлинь имеет много преимуществ; он занимает очень мало места, на небольшую вьюшку его можно навить 10 000 м, он не намокает и его не надо просушивать; он быстрее идет ко дну, малый вес его позволяет быстро вытаскивать обратно, тем более, что при этом не приходится поднимать воду, пропитавшую тросовый лотлинь. Его меньше выгибает при неизбежном дрейфе корабля во время измерения глубины; при более быстром сбегании лотлиня корабль меньше сносит с места дрейфом.

~1~  ~2~  ~3~  ~4~  ~5~  ~6~  ~7~  ~8~  ~9~  ~10~  ~11~  ~12~  ~13~  ~14~  ~15~  ~16~  ~17~  ~18~  ~19~  ~20~  ~21~  ~22~  ~23~  ~24~  ~25~  ~26~  ~27~  ~28~  ~29~  ~30~  ~31~  ~32~  ~33~  ~34~  ~35~  ~36~  ~37~  ~38~  ~39~  ~40~  ~41~  ~42~  ~43~  ~44~  ~45~  ~46~  ~47~  ~48~  ~49~  ~50~  ~51~  ~52~  ~53~  ~54~  ~55~  ~56~  ~57~  ~58~  ~59~  ~60~  ~61~  ~62~  ~63~  ~64~  ~65~  ~66~  ~67~  ~68~  ~69~  ~70~  ~71~  ~72~  ~73~  ~74~  ~75~  ~76~  ~77~  ~78~  ~79~  ~80~  ~81~  ~82~  ~83~  ~84~  ~85~  ~86~  ~87~  ~88~