стр.1 стр.2 стр.3 стр.4 стр.5 стр.6

В пустынях Казахстана. Джунгарский Алатау

Пустыни Казахстана. Сорбулак

Вновь пустельга зависла над добычей, опять бросилась вниз и снова получила решительный отпор. И так несколько раз. Пустельга — небольшая хищная птица. Она обычно питается крупными насекомыми, иногда пробавляется мышами, мелкими птицами. А тут кеклики... Наверное, когда кеклики были совсем крошечными, пернатый разбойник не раз нападал на них, беззащитных. А теперь вспомнил старое.

Рядом с нашим биваком — большая коричневая гора, и я решил забраться на нее. Солнце садилось за горизонт, закат был удивительно чистым, его золотистые тона постепенно переходили в нежнозеленые, затем слились с темной синевой неба. Заходящие лучи солнца скользнули по камням и отразились на них, покрытых загаром пустыни, красными бликами. Такие скалы — излюбленное место для древних наскальных изображений. На хребте Малайсары мне пока не приходилось их видеть.

Едва я начал карабкаться на гору, как с обрывистого выступа слетел канюк и, покружившись надо мной, исчез. Там, откуда он снялся, оказалось гнездо: большая куча сухих веток боялыша едва ли не в метр высотой, увенчанная тремя крупными, почти как куриные, яйцами, оелыми, с легкими коричневыми крапинками. Но какой необычный материал для подстилки использовали канюки! Здесь была едва ли не целая кипа газетной бумаги, напластованной друг на друга, пустая пачка из-под папирос, обрывки веревок. Все это птица подобрала на обширнейших просторах когда-то безлюдного хребта. Человек, засоряющий природу различным хламом, явился поставщиком материала для пюстройки гнезда. Пройдут годы и хищные птицы начнут таскать в гнезда обрывки тканей и упаковки из синтетических материалов, в которых не будет недостатка.

Наскальных рисунков на горе не оказалось. На следующий день мы поднимаясь кверху, едем мимо больших скалистых гор. Отсюда открываются обширные дали пустыни и, наверное, здесь должны быть наскальные рисунки. Чутье меня не обмануло. Вот козел с очень длинными рогами (1); два козла, из которых передний очень похож на антилопу. (2); козлы с какимто странным знаком трезубцем (3); козел и рядом что-то похожее на скорпиона (4). Грубо, но выразительно высечена фигура волка с толстым длинным хвостом (5). Волк преследует целое стадо козлов (6). Двух козлов гонит собака, хвост у нее закручен кренделем (7). На камне старательно выписана фигура оленя, а ниже — козлы (8). Ктото другой дополнительной линией округлил фигуру оленя, сделал толще, мясистее. Рисунки очень стары, и безыскусные изображения козла и лошади начали разрушаться (9). Нашлись и рисунки корабля пустыни — верблюда (10). И снова здесь загадочные рисунки лабиринтов (11). Будет ли когданибудь известно, что они означают, или тайный смысл их безвозвратно утерян? Вижу я и знакомый рисунок стреноженного козла (12). Он был воспитан в неволе, и на него охотники приманивали диких козлов. Стреножена и лошадь (13). Рядом с этим рисунком — животное с короткими ушами и длинным хвостом. Это барс (14). Два рисунка с изображением человека. На одном — он рядом с волком или собакой (15); на другом — между лошадью и козлами что-то несет, подняв руки кверху (16). В общем все рисунки обыденны, мало отличаются от великого множества их, встреченных мною в горах Семиречья (17). Но один из них я вижу впервые. Это изображение птицы (17), скорее всего дрофы, только с очень странной головой. А может быть, это грифон. Птицы в наскальных рисунках необыкновенно редки.

На высокой скалистой горе мы устраиваем наш последний бивак. Днем солнце печет, как летом, а ночью уже прохладно и в черном небе ярко мерцают звезды. Но всю ночь еще поют сверчки-трубачики, и от их песен звенят горы пустыни...

Прошли годы со времени путешествия по хребту Малайсары, а мысль о том, что курганы с грядками — это астрономическое вычислительное сооружение, казалась и фантастической и правдоподобной. Когда я делился своими догадками с одним из археологов, он в резкой форме выразил несогласие со мной. В какойто мере его скептицизм оказал на меня влияние, охладил интерес к находке, и я постепенно забыл о ней.

В это же время на другом континенте, в Англии, рождалась разгадка сооружения, носившего название Стоунхедж, расположенного в Сользбе рийской равнине, а также похожего на него сооружения Каллениж. Эта разгадка поразила мир. Узнал о ней я совсем недавно, в 1973 г., и тотчас же вспомнил курганы с грядками. Наши рассуждения о прошлом часто преломляются через призму современной действительности. Да, было трудно представить, чтобы саки и усуни — племена, населявшие территорию современного Семиречья, где мною был найден курган с грядками, не знавшие письменности, не умевшие возделывать землю, кочевники, пастухи и охотники были знакомы с основами астрономии. Теперь становится ясным, что человек каменного и бронзового века был нами оклеветан и изображен дикарем. В действительности и он обладал немалой культурой и знаниями, утерянными потом вследствие каких-то потрясений.