стр.1 стр.2 стр.3 стр.4 стр.5 стр.6

В пустынях Казахстана. Джунгарский Алатау

Пустыни Казахстана. Сорбулак

Все ли курганы с грядками имеют однозначную ориентацию своих элементов? Судя по картам могильников, опубликованным казахскими археологами, на которых курганы с грядками нанесены среди других обычных курганов, эта ориентация слегка варьирует. Возможно, конструкция таких курганов с грядками связана с другими небесными телами.

Итак, в сооружениях Малайсары и горы Толагай оказались четыре ключевые точки для определения положения Солнца. Теперь стало ясно, что эти сооружения представляют собой, несмотря на свою невзрачность, храм Солнца, вероятно, также Луны и других небесных тел и отражают миропонимание древнейших жителей Азии. Они, так же как и прославленные Стоунхедж, Каллениж, линии пустыни Наска и многие другие сооружения,— обсерватории племен бронзового века. Ограничивается ли назначение курганов с грядками только определением равноденствия и солнцестояния? Нам думается, что нет. Без сомнения, многие их ориентиры направлены на созвездия, но, для того чтобы это доказать, требуются сложные расчеты, так как за тысячелетия произошло перемещение (явление прецессии) небесных тел по небосводу.

Вот почему расшифровка сооружения Стоунхедж потребовала использования электронновычислительной машины.

В противоположность Стоунхеджу главная ось курганов с грядками направлена на восход Солнца в день равноденствия, тогда как в Стоунхедже эта ось направлена на восход Солнца в день летнего солнцестояния.

Удивительны некоторые совпадения Малайсары со Стоунхедж ем. Оба они расположены на ровном, слегка пологом склоне холма. Бикеты, строившие Стоунхедж, так же как и древние саки и усуни, хоронили усопших в курганах, окруженных кольцом из камней, и рядом с головой погребенного ставили глиняный сосуд, т. е. обычаи этих столь разрозненных территориально друг от друга народов оказались сходными.

Стоунхедж, Малайсары и Толагай почти современники. Они говорят о связях разрозненных, разноязычных и разнокультурных племен. Эти связи — свидетельство гигантского взаимного обмена идеями и культурой древнейших народов, несмотря на дикость, громадные просторы и примитивные средства сообщения.

Нет сомнения в том, что среди древних народов, населявших великие степи от Монголии до Заволжья, существовал культ поклонения Солнцу, Луне и звездам. Античные авторы оставили довольно точные данные об этом. В частности, Геродот сообщил о распространении в сакскосегетском мире культа небесных светил и, описывая обычаи массагетов — южных соседей сакских племен, сообщает, что из богов они чтут только Солнце, которому приносят в жертву лошадей. Астрономические познания эпохи неолита отражены в наскальных рисунках урочища Тамгалытас (Семиречье, Казахстан) и Саймалатас (Киргизия), где изображено солнце с двенадцатью лучами. Знаменитым комплексом Стоунхедж пользовались по меньшей мере в течение одного тысячелетия. Курганы с грядками .датированы, как уже говорилось, VIII—VI веками до нашей эры и V веком нашей эры, т. е. их культ существовал около 1200 лет. Устойчивость культа курганов с грядками в течение столь длительного времени археологи объясняют существованием прочного экономического и политического объединения племен. Это заключение нам представляется ошибочным. Жизнь древних народов сопровождалась частыми потрясениями, постоянным зарождением одних союзов и распадом других. Устойчивость же культа курганов с грядками, как нам кажется, объясняется тем, что они принадлежали к внеплеменной касте или династии жрецов, замкнутой в особые кланы, в которые был затруднен доступ посторонним. Таковы были жрецы друиды, чести которых и приписывается создание комплекса Стоунхедж на территории современной Англии, таковы же были и волхвы в Древней Руси. Жрецы представляли собой как бы межплеменной совещательный и консультативный орган, столь необходимый правителям различных народов. Особой касте жрецов и принадлежали курганы с грядками. Они строились при жизни одного из них, служили местом ритуальных и культовых обрядов и использовались как простейший календарь, имевший к тому же и значение в хозяйственной деятельности человека. Жрецы эти жили среди различных народов, почему и курганы с грядками оказались распространенными не только в Центральном Казахстане, но и далеко за его пределами — в Семиречье, в Южном Казахстане, в Калмыкии. Возможно, они будут найдены и в еще более отдаленных районах. Династия жрецов, строившая курганы с грядками, существовала до тех пор, пока какието потрясения в истории степных народов не стерли ее с лица земли.

Жреческие курганы, будем их еще и так называть, строились в местах заметных. Таковы оба кургана, найденные нами. В противоположность Стоунхеджу, по поводу которого было написано столько книг, порождено множество теорий и с которым связана масса легенд и сказаний, курганы с грядками не привлекли особого внимания и находятся в безвестности. Приходится сожалеть, что перипетии жизни предали забвению это настолько простое и вместе с тем гениальное сооружение, что теперь мы с трудом начинаем верить в его назначение.

Создатели храма Малайсары и Толагай — этих солнечных календарей—давно уже ушли из жизни, и имя их навсегда исчезло. Но забытые сооружения, будем надеяться, должны начать вторую жизнь. Может стать прискорбным, если в наш прославленный век небывалого расцвета астрономии и науки о Вселенной эти памятники будут преданы забвению. Дальнейшее изучение курганов с грядками археологами в содружестве с астрономами и математиками, как нам кажется, откроет еще более удивительные особенности этих древних сооружений.