стр.1 стр.2 стр.3 стр.4 стр.5 стр.6

В пустынях Казахстана. Джунгарский Алатау

Пустыни Казахстана. Сорбулак

Но астрономия — древняя наука. Интерес к Вселенной, надо полагать, появился у человека вместе с первыми проблесками разума. Небесные тела считались богами или убежищами богов. Они блуждали по небесному своду, оказывая таинственное влияние на судьбы людей и народов. Со времен глубокой древности человеку уже были известны законы видимого движения Солнца, Луны и планет. Эти законы казались одним из проявлений высшего начала, управляющим окружающим миром и повеле вающим судьбами человека. Об этом говорят астрономические познания древних египтян, астрономические трактаты Вавилонии, зафиксирован ные клинописью на глиняных табличках, астрономические наблюдатель ные площадки у холма Метсамор близ Еревана — древние «угломерные инструменты» предков урартов и, наконец, древнейшее астрономическое сооружение Стоунхедж, воздвигнутое на рубеже каменного и бронзового веков, примерно 1850 лет до нашей эры.

Раскрытие тайны Стоунхеджа английским астрономом Дж. Хокинсом было настоящей сенсацией. По величественным камням, расположенным в определенном порядке, оказалось возможным с погрешностью менее чем в один градус определять не только восходы и заходы Солнца и Луны в дни равноденствий и солнцестояний, но также, что удивительнее всего, предсказывать предстоящие лунные и солнечные затмения. Исследования Хокинса, по образному выражению англичан, заставили говорить молчаливые камни.

Грандиозный лунно - солнечный календарь Стоунхедж строили триста лет, и начали его сооружать бикеты, а закончили уэсекцы. Он стоил колоссального человеческого труда. Гигантские линии и рисунки пустыни Наска в Перу для их нанесения требовали сложных расчетов и также поглотили немало сил и энергии. Для того чтобы уложить большие камни на высоте 3 тыс. м в горах Биг Хорн, также было затрачено много усилий. Только наше сооружение по гениальной простоте могло быть построено в течение одного месяца одним или двумя человеками. Но еще следовало доказать, относятся ли и курганы с грядками к подобным сооружениям?

Для проверки нашего предположения следовало, — прибегнув к существующим таблицам и с помощью астрономов,— узнать азимуты направления восхода и захода Солнца в дни солнцестояния и равноденствия для широты найденного нами загадочного сооружения. Необходимые справки для Солнца мне любезно были быстро выданы астрономами. Вооружившись буссолью, я помчался к Малайсары. Да! Линия, проведенная от центрального кургана на маленький, смотровой, как я убедился еще ранее, точно соответствовала востоку с учетом поправки на магнитное склонение, а линии от концевых курганчиков через курганчик срединный, ориентирный на восходы Солнца точно указывали дни летнего и зимнего солнцестояния.

Но этого было мало. Следовало убедиться на практике в возможности применения этого «прибора». И я побывал на Малайсары не раз в день осеннего и весеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. В памяти особенно запечатлелось 22 декабря 1973 г. Над долиной незамер зшей реки поднялся густой туман. Он казался оледеневшим океаном с застывшими буграми торосов. Туман окутал все, и только плоскогорье с курганом было от него свободно и казалось небольшим островком среди океана белого безмолвия. Мороз крепчал, и столбик термометра упал до 23 градусов ниже ноля. Пальцы плохо слушались, и буссоль, казалось, обжигала руки. Но горизонт на востоке был чист, и вскоре над ним точно по намеченной ранее линии появилось большое красное солнце. Оно мне казалось особенно величественным и торжественным.

Можно ли было на этом закончить исследование нашей находки! Один курган с грядками — еще не доказательство. Следовало разыскать и посмотреть другие курганы с грядками. Приходилось ждать случая и попутных маршрутов экспедиций. Но неудачи одна за другой преследовали меня. От кургана, ранее расположенного в 20 км к северу от поселка Чулактау, близ реки Каратал, в южном Казахстане, не осталось следов. Его давно поглотил поселок Каратал. Такая же судьба постигла и его соседа—курган в урочище Акшикур. Бесследно исчез курган с грядками под строениями и возле станции Отар железной дороги, связывающей Алма-Ату с Ташкентом, а также в урочище Ашису Чу - Илийских гор.

Наконец, в 1976 г. представилась возможность побывать в Центральном Казахстане, в Карагандинской области. Поиски курганов нелегки. Места находок, указанные археологами, неточны, названия поселений изменились. Ищу курган возле селения Кашкарбай, потом — возле совхоза имени Орджоникидзе. Оба кургана исчезли под пахотой. Осталась надежда на курган возле горы Толагай. Она одинока, величественна и далеко видна среди холмистой местности. Здесь глухая каменистая пустыня не тронута человеком, и курган цел, хотя и носит следы основательной раскопки. У главного кургана оказались рядом два крохотных курганчика. Они имели какоето явно ориентирное значение. Но вместо ориентирного курганчика, который должен быть между концами грядок и впереди них, оказался большой яркобелый камень кварца, наполовину скрытый землей и вросший в нее. На этом кургане основные ориентиры удивительно точно совпали с ориентирами первой находки.

Загадочна одна деталь: ориентирный курганчик Малайсары и кварцевый камень Толагая немного отклонены от средней линии между концами грядок к югу. С чем это связано—предстоит решить астрономам.