Реклама
|
Большие успехи Жоффруа Сент-Илера во многом связаны с тем, что он включил в сравнительно - анатомические исследования также изучение эмбриологического материала - органов в их онтогенетическом развитии, что открыло перед наукой совершенно новые возможности познания единства в строении животных. Изучая эмбриональное развитие животных, прослеживая за чертами единства строения развивающегося организма, Жоффруа Сент-Илер объясняет и многие тератологические явления (уродства), представляющие видоизменения нормального хода развития. Создание тератологии как науки - имело значение для борьбы с метафизической преформистской концепцией. Оценивая учение Жоффруа Сент-Илера о едином плане строения, подчеркнем, что в его представлениях были положительные и отрицательные стороны. Положительным, прогрессивным представляется попытка найти единство в многообразии, свидетельство того, что животный мир является связным единым целым. Дело в том, что в известных пределах животные действительно обнаруживают общность строения. И эта общность строения (гомология в строении) будет впоследствии истолкована Дарвином как результат общности происхождения, т. е. будет объясняться и в свою очередь подтверждать эволюцию организмов. Жоффруа Сент-Илер на раннем этапе своего научного творчества к этому выводу не пришел и только отчасти приблизился к нему в позднейших своих работах, но его исследования, проведенные на большом анатомическом материале и направленные к обнаружению единства в строении, имели, несомненно, прогрессивное значение. Жоффруа ,Сент-Илер, руководствуясь своей концепцией, сделал ряд интересных открытий. Так, например, считая, что и зубная система должна подчиняться принципу единства строения, он открывает у зародышей беззубых китов зачатки зубов; правильно оценивает с точки зрения единства строения сущность рудиментарных органов (например, зачаточного крыла казуара, мигательной перепонки в углу человеческого глаза и т. д.). Кроме того, прогрессивность этих представлений Жоффруа Сент-Илера связана также с тем, что он допускает перестройки в пределах этого единого плана строения, т. е. превращения (трансформизм) живых существ. ~1~ ~2~ ~3~ ~4~ ~5~ ~6~ ~7~ ~8~ ~9~ ~10~ ~11~ ~12~ ~13~ ~14~ ~15~ ~16~ ~17~ ~18~ ~19~ ~20~ ~21~ ~22~ ~23~ ~24~ ~25~ ~26~ ~27~ ~28~ ~29~ ~30~ ~31~ ~32~ ~33~ ~34~ ~35~ ~36~ ~37~ ~38~ ~39~ ~40~ ~41~ ~42~ ~43~ ~44~ ~45~ ~46~ ~47~ ~48~ ~49~ ~50~ ~51~ ~52~ ~53~ ~54~ ~55~ ~56~ ~57~ ~58~ ~59~ ~60~ ~61~ ~62~ ~63~ ~64~ ~65~ ~66~ ~67~ ~68~ ~69~ ~70~ ~71~ ~72~ ~73~ ~74~ ~75~ ~76~ ~77~ ~78~ ~79~ ~80~ ~81~ ~82~ ~83~ ~84~ ~85~ ~86~ ~87~ ~88~ ~89~ ~90~ ~91~ ~92~ ~93~ ~94~ ~95~ ~96~ ~97~ ~98~ ~99~ ~100~ |
Реклама
"> |