Большие успехи Жоффруа Сент-Илера во многом связаны с тем, что он включил в сравнительно - анатомические исследования также изучение эмбриологического материала - органов в их онтогенетическом развитии, что открыло перед наукой совершенно новые возможности познания единства в строении животных. Изучая эмбриональное развитие животных, прослеживая за чертами единства строения развивающегося организма, Жоффруа Сент-Илер объясняет и многие тератологические явления (уродства), представляющие видоизменения нормального хода развития.

Создание тератологии как науки - имело значение для борьбы с метафизической преформистской концепцией.

Оценивая учение Жоффруа Сент-Илера о едином плане строения, подчеркнем, что в его представлениях были положительные и отрицательные стороны. Положительным, прогрессивным представляется попытка найти единство в многообразии, свидетельство того, что животный мир является связным единым целым. Дело в том, что в известных пределах животные действительно обнаруживают общность строения. И эта общность строения (гомология в строении) будет впоследствии истолкована Дарвином как результат общности происхождения, т. е. будет объясняться и в свою очередь подтверждать эволюцию организмов. Жоффруа Сент-Илер на раннем этапе своего научного творчества к этому выводу не пришел и только отчасти приблизился к нему в позднейших своих работах, но его исследования, проведенные на большом анатомическом материале и направленные к обнаружению единства в строении, имели, несомненно, прогрессивное значение.

Жоффруа ,Сент-Илер, руководствуясь своей концепцией, сделал ряд интересных открытий. Так, например, считая, что и зубная система должна подчиняться принципу единства строения, он открывает у зародышей беззубых китов зачатки зубов; правильно оценивает с точки зрения единства строения сущность рудиментарных органов (например, зачаточного крыла казуара, мигательной перепонки в углу человеческого глаза и т. д.). Кроме того, прогрессивность этих представлений Жоффруа Сент-Илера связана также с тем, что он допускает перестройки в пределах этого единого плана строения, т. е. превращения (трансформизм) живых существ.

~1~  ~2~  ~3~  ~4~  ~5~  ~6~  ~7~  ~8~  ~9~  ~10~  ~11~  ~12~  ~13~  ~14~  ~15~  ~16~  ~17~  ~18~  ~19~  ~20~  ~21~  ~22~  ~23~  ~24~  ~25~  ~26~  ~27~  ~28~  ~29~  ~30~  ~31~  ~32~  ~33~  ~34~  ~35~  ~36~  ~37~  ~38~  ~39~  ~40~  ~41~  ~42~  ~43~  ~44~  ~45~  ~46~  ~47~  ~48~  ~49~  ~50~  ~51~  ~52~  ~53~  ~54~  ~55~  ~56~  ~57~  ~58~  ~59~  ~60~  ~61~  ~62~  ~63~  ~64~  ~65~  ~66~  ~67~  ~68~  ~69~  ~70~  ~71~  ~72~  ~73~  ~74~  ~75~  ~76~  ~77~  ~78~  ~79~  ~80~  ~81~  ~82~  ~83~  ~84~  ~85~  ~86~  ~87~  ~88~  ~89~  ~90~  ~91~  ~92~  ~93~  ~94~  ~95~  ~96~  ~97~  ~98~  ~99~  ~100~