Однако Леонардо да Винчи, Фракасторо, Палисси Агрикола, а позже Гук, Гентер, Рэй, А. Жюссье, Бюффон, Адансон и другие высказывали совершенно правильные взгляды на природу ископаемых форм, указывали, что они представляют собой окаменевшие остатки вымерших организмов. В очень ясной и яркой форме научные взгляды на природу ископаемых защищал в середине XVIII в. М. В. Ломоносов (в своем знаменитом трактате О слоях земных). Ломоносов с огромной силой убеждения и сарказмом критиковал антинаучные, невежественные взгляды на природу ископаемых, доказывая, что видимые телесные на земле вещи и весь мир не в таком состоянии были с начала от создания, как ныне находим, но великие происходили в нем перемены.

Этим вопрос не исчерпывался. Характерно, что большинство ученых, исходя из своих метафизических представлений, опираясь на религиозную библейскую догму, не могло допустить, что ископаемые являются остатками организмов, принадлежащих к каким-то другим видам, а не к тем, которые населяют земную поверхность в настоящее время. Утверждали, что ископаемые остатки - это остатки организмов современных видов, но организмов, погибших в большом количестве во время каких-либо катастроф, или описанного в библии мирового потопа.

Метафизика не мирилась с мыслью, что органический мир был некогда иным, что с тех отдаленных времен одни виды вымерли, другие же изменились. Правда, практика натуралистов сталкивала их зачастую со следующими фактами: в раскопках обнаруживались остатки организмов, которые принадлежали к видам, неизвестным натуралистам. В этих случаях утверждали, что, несомненно, это - остатки также каких-то современных видов, однако видов, еще не обнаруженных, обитающих в других странах и т. п. А. Жюссье, объяснял таким образом нахождение во Франции ископаемых остатков растений, свойственных тропическому климату. Он пола-тал, что эти растения были вырваны из почвы в результате какой-то катастрофы и перенесены из тропических стран во Францию.

Ссылки на мировые катастрофы, якобы время от времени происходившие на земной поверхности, были вообще очень распространены в естествознании рассматриваемого периода. Учение о катастрофах вполне соответствовало библейскому преданию о мировом потопе. Так, например, Бэрнет выпускает в Лондоне в 1681 г. Священную историю земли, в которой факты геологии и палеонтологии трактуются в соответствии с библией, а другой английский натуралист - Уистон в 1708 г. даже вычислил, что мировой потоп произошел 18 ноября 2349 г. до нашей эры и произошел он под влиянием кометы.

~1~  ~2~  ~3~  ~4~  ~5~  ~6~  ~7~  ~8~  ~9~  ~10~  ~11~  ~12~  ~13~  ~14~  ~15~  ~16~  ~17~  ~18~  ~19~  ~20~  ~21~  ~22~  ~23~  ~24~  ~25~  ~26~  ~27~  ~28~  ~29~  ~30~  ~31~  ~32~  ~33~  ~34~  ~35~  ~36~  ~37~  ~38~  ~39~  ~40~  ~41~  ~42~  ~43~  ~44~  ~45~  ~46~  ~47~  ~48~  ~49~  ~50~  ~51~  ~52~  ~53~  ~54~  ~55~  ~56~  ~57~  ~58~  ~59~  ~60~  ~61~  ~62~  ~63~  ~64~  ~65~  ~66~  ~67~  ~68~  ~69~  ~70~  ~71~  ~72~  ~73~  ~74~  ~75~  ~76~  ~77~  ~78~  ~79~  ~80~  ~81~  ~82~  ~83~  ~84~  ~85~  ~86~  ~87~  ~88~  ~89~  ~90~  ~91~  ~92~  ~93~  ~94~  ~95~  ~96~  ~97~  ~98~  ~99~  ~100~