![]() |
Реклама
|
![]() Однако Леонардо да Винчи, Фракасторо, Палисси Агрикола, а позже Гук, Гентер, Рэй, А. Жюссье, Бюффон, Адансон и другие высказывали совершенно правильные взгляды на природу ископаемых форм, указывали, что они представляют собой окаменевшие остатки вымерших организмов. В очень ясной и яркой форме научные взгляды на природу ископаемых защищал в середине XVIII в. М. В. Ломоносов (в своем знаменитом трактате О слоях земных). Ломоносов с огромной силой убеждения и сарказмом критиковал антинаучные, невежественные взгляды на природу ископаемых, доказывая, что видимые телесные на земле вещи и весь мир не в таком состоянии были с начала от создания, как ныне находим, но великие происходили в нем перемены. Этим вопрос не исчерпывался. Характерно, что большинство ученых, исходя из своих метафизических представлений, опираясь на религиозную библейскую догму, не могло допустить, что ископаемые являются остатками организмов, принадлежащих к каким-то другим видам, а не к тем, которые населяют земную поверхность в настоящее время. Утверждали, что ископаемые остатки - это остатки организмов современных видов, но организмов, погибших в большом количестве во время каких-либо катастроф, или описанного в библии мирового потопа. Метафизика не мирилась с мыслью, что органический мир был некогда иным, что с тех отдаленных времен одни виды вымерли, другие же изменились. Правда, практика натуралистов сталкивала их зачастую со следующими фактами: в раскопках обнаруживались остатки организмов, которые принадлежали к видам, неизвестным натуралистам. В этих случаях утверждали, что, несомненно, это - остатки также каких-то современных видов, однако видов, еще не обнаруженных, обитающих в других странах и т. п. А. Жюссье, объяснял таким образом нахождение во Франции ископаемых остатков растений, свойственных тропическому климату. Он пола-тал, что эти растения были вырваны из почвы в результате какой-то катастрофы и перенесены из тропических стран во Францию. Ссылки на мировые катастрофы, якобы время от времени происходившие на земной поверхности, были вообще очень распространены в естествознании рассматриваемого периода. Учение о катастрофах вполне соответствовало библейскому преданию о мировом потопе. Так, например, Бэрнет выпускает в Лондоне в 1681 г. Священную историю земли, в которой факты геологии и палеонтологии трактуются в соответствии с библией, а другой английский натуралист - Уистон в 1708 г. даже вычислил, что мировой потоп произошел 18 ноября 2349 г. до нашей эры и произошел он под влиянием кометы. ~1~ ~2~ ~3~ ~4~ ~5~ ~6~ ~7~ ~8~ ~9~ ~10~ ~11~ ~12~ ~13~ ~14~ ~15~ ~16~ ~17~ ~18~ ~19~ ~20~ ~21~ ~22~ ~23~ ~24~ ~25~ ~26~ ~27~ ~28~ ~29~ ~30~ ~31~ ~32~ ~33~ ~34~ ~35~ ~36~ ~37~ ~38~ ~39~ ~40~ ~41~ ~42~ ~43~ ~44~ ~45~ ~46~ ~47~ ~48~ ~49~ ~50~ ~51~ ~52~ ~53~ ~54~ ~55~ ~56~ ~57~ ~58~ ~59~ ~60~ ~61~ ~62~ ~63~ ~64~ ~65~ ~66~ ~67~ ~68~ ~69~ ~70~ ~71~ ~72~ ~73~ ~74~ ~75~ ~76~ ~77~ ~78~ ~79~ ~80~ ~81~ ~82~ ~83~ ~84~ ~85~ ~86~ ~87~ ~88~ ~89~ ~90~ ~91~ ~92~ ~93~ ~94~ ~95~ ~96~ ~97~ ~98~ ~99~ ~100~ |
Реклама
"> |