![]() |
Реклама
|
![]() Другой цикл важнейших исследований в облает сравнительной анатомии принадлежит одному из круп-нейших естествоиспытателей прошлого века, французскому ученому Жоржу Кювье (1769-1832), работы которого, как и работы оффруа Сент-Илера, явились ос новой научной сравнительной анатомии и палеонтологии позвоночных. Кювье, в своем знаменитом сочинении Лекции по сравнительной анатомии и в ряде других работ, на огромном фактическом материале, глубоко и тщательно изученном, развивает важнейшие принципы сравнительной анатомии. Организм представляется Кювье единой системой, в которую включены форма и функция. Органы стоят в связи с функцией. Функция с телеологической точки зрения Кювье, определяется конечной целью и является первичным, исходным; функция определяет и структуру органа. Раз организм является единством, единой целостной системой, то отсюда вытекает, что отдельные части этой системы находятся в закономерной связи, в равновесии друг с другом. Отсюда Кювье приходит к установлению принципа корреляции органов. Этот принцип говорит о взаимной за висимости органов, об их связи, о том, что по строению одного органа можно с известной вероятностью судить о строении других органов, о том, что изменение одного органа влечет за собой соответственные изменения других-органов: Ни одна из этих частей не может измениться без того, чтобы не изменились другие, и, следовательно, каждая из них, взятая отдельно, указывает и определяет все другие - пишет Кювье. Принцип корреляции органов сыграл большую роль в науке, и мы в дальнейшем вернемся к нему. Одновременно с принципом корреляции Кювье разрабатывает принцип, который он именует законом условий существования. Этот закон говорит не столько о приспособленности организмов к внешним условиям существования, сколько о взаимно функциональном приспособлении отдельных органов друг к другу в целостном, организме. Согласно этому закону каждое животное содержит только то, что ему нужно для обеспечения существования. Трактовка Кювье основных положений этого закона имеет ярко выраженный идеалистический, телеологический характер: Всякое организованное существо образует целое, единую замкнутую систему, ча сти которой соответствуют друг другу и содействуют путем взаимного влияния одной конечной цели. Здесь выходит на сцену аристотелевское учение о конечных причинах или, точнее, целях. Кювье, как будет видно дальше,- противник эволюционизма, и с его точки зрения организмы изначально существуют в целесообразной форме. ~1~ ~2~ ~3~ ~4~ ~5~ ~6~ ~7~ ~8~ ~9~ ~10~ ~11~ ~12~ ~13~ ~14~ ~15~ ~16~ ~17~ ~18~ ~19~ ~20~ ~21~ ~22~ ~23~ ~24~ ~25~ ~26~ ~27~ ~28~ ~29~ ~30~ ~31~ ~32~ ~33~ ~34~ ~35~ ~36~ ~37~ ~38~ ~39~ ~40~ ~41~ ~42~ ~43~ ~44~ ~45~ ~46~ ~47~ ~48~ ~49~ ~50~ ~51~ ~52~ ~53~ ~54~ ~55~ ~56~ ~57~ ~58~ ~59~ ~60~ ~61~ ~62~ ~63~ ~64~ ~65~ ~66~ ~67~ ~68~ ~69~ ~70~ ~71~ ~72~ ~73~ ~74~ ~75~ ~76~ ~77~ ~78~ ~79~ ~80~ ~81~ ~82~ ~83~ ~84~ ~85~ ~86~ ~87~ ~88~ ~89~ ~90~ ~91~ ~92~ ~93~ ~94~ ~95~ ~96~ ~97~ ~98~ ~99~ ~100~ |
Реклама
"> |