Другой цикл важнейших исследований в облает сравнительной анатомии принадлежит одному из круп-нейших естествоиспытателей прошлого века, французскому ученому Жоржу Кювье (1769-1832), работы которого, как и работы оффруа Сент-Илера, явились ос новой научной сравнительной анатомии и палеонтологии позвоночных. Кювье, в своем знаменитом сочинении Лекции по сравнительной анатомии и в ряде других работ, на огромном фактическом материале, глубоко и тщательно изученном, развивает важнейшие принципы сравнительной анатомии. Организм представляется Кювье единой системой, в которую включены форма и функция. Органы стоят в связи с функцией. Функция с телеологической точки зрения Кювье, определяется конечной целью и является первичным, исходным; функция определяет и структуру органа. Раз организм является единством, единой целостной системой, то отсюда вытекает, что отдельные части этой системы находятся в закономерной связи, в равновесии друг с другом. Отсюда Кювье приходит к установлению принципа корреляции органов. Этот принцип говорит о взаимной за висимости органов, об их связи, о том, что по строению одного органа можно с известной вероятностью судить о строении других органов, о том, что изменение одного органа влечет за собой соответственные изменения других-органов: Ни одна из этих частей не может измениться без того, чтобы не изменились другие, и, следовательно, каждая из них, взятая отдельно, указывает и определяет все другие - пишет Кювье. Принцип корреляции органов сыграл большую роль в науке, и мы в дальнейшем вернемся к нему.

Одновременно с принципом корреляции Кювье разрабатывает принцип, который он именует законом условий существования. Этот закон говорит не столько о приспособленности организмов к внешним условиям существования, сколько о взаимно функциональном приспособлении отдельных органов друг к другу в целостном, организме. Согласно этому закону каждое животное содержит только то, что ему нужно для обеспечения существования. Трактовка Кювье основных положений этого закона имеет ярко выраженный идеалистический, телеологический характер: Всякое организованное существо образует целое, единую замкнутую систему, ча сти которой соответствуют друг другу и содействуют путем взаимного влияния одной конечной цели. Здесь выходит на сцену аристотелевское учение о конечных причинах или, точнее, целях. Кювье, как будет видно дальше,- противник эволюционизма, и с его точки зрения организмы изначально существуют в целесообразной форме.

~1~  ~2~  ~3~  ~4~  ~5~  ~6~  ~7~  ~8~  ~9~  ~10~  ~11~  ~12~  ~13~  ~14~  ~15~  ~16~  ~17~  ~18~  ~19~  ~20~  ~21~  ~22~  ~23~  ~24~  ~25~  ~26~  ~27~  ~28~  ~29~  ~30~  ~31~  ~32~  ~33~  ~34~  ~35~  ~36~  ~37~  ~38~  ~39~  ~40~  ~41~  ~42~  ~43~  ~44~  ~45~  ~46~  ~47~  ~48~  ~49~  ~50~  ~51~  ~52~  ~53~  ~54~  ~55~  ~56~  ~57~  ~58~  ~59~  ~60~  ~61~  ~62~  ~63~  ~64~  ~65~  ~66~  ~67~  ~68~  ~69~  ~70~  ~71~  ~72~  ~73~  ~74~  ~75~  ~76~  ~77~  ~78~  ~79~  ~80~  ~81~  ~82~  ~83~  ~84~  ~85~  ~86~  ~87~  ~88~  ~89~  ~90~  ~91~  ~92~  ~93~  ~94~  ~95~  ~96~  ~97~  ~98~  ~99~  ~100~