Аналогичную мысль высказывает и Гольбах, говоря о чудовищных существах. Эту способность координироваться, эту относительную координацию мы называем порядком вселенной; отсутствие ее мы,называем беспорядком. Существа, называемые нами чудовищными, это те, которые не могут координироваться с общими или частными законами окружающих их существ или того целого, в котором они находятся: при своем образовании они могли приспособиться к этим законам, но законы эти противились их совершенству, благодаря чему они не могут продолжать существовать.

Французские философы - материалисты XVIII в. на новом уровне развития науки продолжали в сущности отстаивать ту мысль, которую высказывали и многие античные философы-материалисты (Эмпедокл, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар) - мысль о происхождении целесообразно, гармонично устроенных живых существ в результате массовой браковки организмов, т. е. гибели всех организмов, оказавшихся дисгармоничными, и переживании отдельных особей, случайно оказавшихся целесообразно устроенными.

Эта мысль внешне напоминает дарвиновское представление о естественном отборе. Следует, однако, подчеркнуть качественное отличие этих двух представлений.

Напомним также большое значение критики телеологии, проведенной Спинозой. Гёте отмечал, что именно Спиноза помог ему разоблачить нелепые конечные причины. В свете дарвиновского представления - отбор - важнейший фактор процесса исторического развития одних форм организмов из других. Аналогичные же представления философов-материалистов древности или XVII- XVIII вв. говорят о своеобразной массовой сортиров-ке различных органических форм, порождаемых слепой природой одновременно и независимо одна подле другой (а не развивающихся одна из другой). Одни организмы возникают, благодаря сочетанию материальных частиц случайно в гармоничной форме, другие - в дисгармоничной, и эти вторые безжалостно бракуются природой. Слова Ламеттри о материи, испытующей разные комбинации, пока получится соверщенное животное, очень ясно выражают указанную точку зрения.

Однако и в той форме, в какой антителеологическая идея высказывалась в XVII-XVIII вв., она играла весьма положительную роль, так как наносила удары по одному из сильнейших оплотов идеалистической метафизики в биологии - по телеологическим воззрениям. Декларировалась возможность объяснить естественным путем происхождение юрганической целесообразности, показывалось, что целесообразность не изначальна.

~1~  ~2~  ~3~  ~4~  ~5~  ~6~  ~7~  ~8~  ~9~  ~10~  ~11~  ~12~  ~13~  ~14~  ~15~  ~16~  ~17~  ~18~  ~19~  ~20~  ~21~  ~22~  ~23~  ~24~  ~25~  ~26~  ~27~  ~28~  ~29~  ~30~  ~31~  ~32~  ~33~  ~34~  ~35~  ~36~  ~37~  ~38~  ~39~  ~40~  ~41~  ~42~  ~43~  ~44~  ~45~  ~46~  ~47~  ~48~  ~49~  ~50~  ~51~  ~52~  ~53~  ~54~  ~55~  ~56~  ~57~  ~58~  ~59~  ~60~  ~61~  ~62~  ~63~  ~64~  ~65~  ~66~  ~67~  ~68~  ~69~  ~70~  ~71~  ~72~  ~73~  ~74~  ~75~  ~76~  ~77~  ~78~  ~79~  ~80~  ~81~  ~82~  ~83~  ~84~  ~85~  ~86~  ~87~  ~88~  ~89~  ~90~  ~91~  ~92~  ~93~  ~94~  ~95~  ~96~  ~97~  ~98~  ~99~  ~100~