Таким образом, Кювье удается впервые показать некоторые самые общие черты грандиозной картины смены форм жизни на Земле, картины постепенного усложнения органического мира. Сейчас, конечно, мы знаем эту картину не в первом приближении, а в нейзмеоимо большей детализации, но историческая заслуга Кювье, впервые показавшего эту смену форм, разумеется, этим не умаляется. Для нас очевидно, что картина смены форм жизни, открытая Кювье, является ни чем иным, как отображением эволюции организмов, процесса развития жизни от простого к сложному. Но сам Кювье стоял на реакционных идеалистических позициях, был убежденным противником эволюционной концепции, он решительно отрицал связь вымерших видов с современными, их преемственность. Он утверждал, что нет ни одного факта, который свидетельствовал бы в пользу того, что вымершие формы могли быть родоначальниками каких-нибудь современных животных, ставших отличными от них только под влиянием времени или климата. Кю вье смену форм объяснял, ислодя из теории катастроф, о которой уже упоминалось выше.

Кювье полагал, что земная поверхность изменилась под действием грандиозных переворотов, катастроф, ко торые время от времени на ней разражались. Эти же катастрофы на значительной части Земли уничтожали органический мир, после чего на смену уничтоженным формам появились новые. Итак, - пишет Кювье, - жизнь не раз потрясалась на нашей Земле страшными событиями. Бесчисленные живые существа становились жертвой катастроф; одни обитатели суши были поглощены потопами, другие, населявшие недра вод, оказывались на суше вместе с внезапно приподнятым дном моря; сами их расы навеки исчезали, оставив на свете лишь немногие остатки едва различаемые для натуралистов Допущением катастроф Кювье объяснял уничтожение видов, относящихся к топ или иной эпохе. Но ведь в каждую последующую эпоху Землю снова заселяют органические существа, на смену погибшим организмам откуда-то приходят новые: Я не говорю,- пишет Кювье, - что нужно было новое творение для воспроизведения ныне существующих видов; я говорю только, что они не существовали в тех местах, где мы их видим теперь, что они должны были прийти из других мест. Однако последователи Кювье заняли в этом вопросе более откровенную позицию; в полном согласии с религиозными представлениями они утверждали, что после каждой катастрофы бог особым творческим актом создавал новый органический мир.

~1~  ~2~  ~3~  ~4~  ~5~  ~6~  ~7~  ~8~  ~9~  ~10~  ~11~  ~12~  ~13~  ~14~  ~15~  ~16~  ~17~  ~18~  ~19~  ~20~  ~21~  ~22~  ~23~  ~24~  ~25~  ~26~  ~27~  ~28~  ~29~  ~30~  ~31~  ~32~  ~33~  ~34~  ~35~  ~36~  ~37~  ~38~  ~39~  ~40~  ~41~  ~42~  ~43~  ~44~  ~45~  ~46~  ~47~  ~48~  ~49~  ~50~  ~51~  ~52~  ~53~  ~54~  ~55~  ~56~  ~57~  ~58~  ~59~  ~60~  ~61~  ~62~  ~63~  ~64~  ~65~  ~66~  ~67~  ~68~  ~69~  ~70~  ~71~  ~72~  ~73~  ~74~  ~75~  ~76~  ~77~  ~78~  ~79~  ~80~  ~81~  ~82~  ~83~  ~84~  ~85~  ~86~  ~87~  ~88~  ~89~  ~90~  ~91~  ~92~  ~93~  ~94~  ~95~  ~96~  ~97~  ~98~  ~99~  ~100~