Крайние преформисты, например Боннэ, держались концепции вложенных зародышей, смысл которой заключался в утверждении, что если в яйце содержится зародыш будущего организма, то значит в яичнике этого зародыша имеются в свою очередь зародыши следующих поколений, у тех имеются в свою очередь следующие зародыши и т. д. Отсюда приходили к выводу, что уже Ева - первая женщина, созданная, Согласно библейскому преданию, богом, содержала в своих яичниках зачатки всего будущего человечества. Вечные, предсуществующие в огромном количестве зародыши ожидают своего часа. Когда условия на Земле оказываются подходящими, тогда, соответствующие группы зародышей развиваются, дают организованные существа, гармонично отвечающие условиям жизни. Гармония эта предустановлена богом.

Однако накапливающийся в различных областях биологии фактический материал ставил перед преформистами трудные вопросы, на которые они не могли дать удовлетворительного ответа. Если предсуществующий зародыш скрыт в яйце, то как разъяснить сходство ребенка с отцом? А как объяснить с этой точки зрения сочетание признаков, наблюдающееся при гибридизации? Трудные вопросы ставили также исследования в области регенерации и тератологии. Поэтому в самой биологической науке накапливались предпосылки для возникновения иной концепции.

Противоположную точку зрения занимали эпигенетики. К эпигенезу близки взгляды Гарвея, но особенна большое значение имеют в этом отношении воззрения русского академика Каспара Фридриха Вольфа (1734- 1794). Вольфу принадлежат крупные заслуги в разработке эмбриологии. Он применяет микроскоп для изучения эмбриогенеза растений и животных, исследует форму отдельных органов зародыша и время их возникновения и приходит к формулировке очень важного вывода, что отдельные органы не являются предсуществующими, что они не преформированы, а развиваются. Толчок к развитию дает зачатие, смысл которого Вольф усматривает в том, что семя вносит в женский зачаток особое тонкое, совершенное питание. По мнению Вольфа, органы развиваются не одновременно, а в известной последовательности из некой гомогенной, бесструктурной, неорганизованной субстанции (примером такой он считал исследованные им точки роста капусты и каштана). Процесс развития является эпигенезисом - подлинным новообразованием. Вольф резко и обстоятельно критикует преформистов, в частности, отвергает ссылку преформистов на то, что предсуществующие зародыши трудно различимы благодаря малой величине. Он справедливо упрекает преформистов в том, что, с их точки зрения, природа - это инертное, косное, бессильное начало, не способное создавать новые тела, а только воспроизводящее нечто сотворенное изначально.

~1~  ~2~  ~3~  ~4~  ~5~  ~6~  ~7~  ~8~  ~9~  ~10~  ~11~  ~12~  ~13~  ~14~  ~15~  ~16~  ~17~  ~18~  ~19~  ~20~  ~21~  ~22~  ~23~  ~24~  ~25~  ~26~  ~27~  ~28~  ~29~  ~30~  ~31~  ~32~  ~33~  ~34~  ~35~  ~36~  ~37~  ~38~  ~39~  ~40~  ~41~  ~42~  ~43~  ~44~  ~45~  ~46~  ~47~  ~48~  ~49~  ~50~  ~51~  ~52~  ~53~  ~54~  ~55~  ~56~  ~57~  ~58~  ~59~  ~60~  ~61~  ~62~  ~63~  ~64~  ~65~  ~66~  ~67~  ~68~  ~69~  ~70~  ~71~  ~72~  ~73~  ~74~  ~75~  ~76~  ~77~  ~78~  ~79~  ~80~  ~81~  ~82~  ~83~  ~84~  ~85~  ~86~  ~87~  ~88~  ~89~  ~90~  ~91~  ~92~  ~93~  ~94~  ~95~  ~96~  ~97~  ~98~  ~99~  ~100~