![]() |
Реклама
|
![]() Крайние преформисты, например Боннэ, держались концепции вложенных зародышей, смысл которой заключался в утверждении, что если в яйце содержится зародыш будущего организма, то значит в яичнике этого зародыша имеются в свою очередь зародыши следующих поколений, у тех имеются в свою очередь следующие зародыши и т. д. Отсюда приходили к выводу, что уже Ева - первая женщина, созданная, Согласно библейскому преданию, богом, содержала в своих яичниках зачатки всего будущего человечества. Вечные, предсуществующие в огромном количестве зародыши ожидают своего часа. Когда условия на Земле оказываются подходящими, тогда, соответствующие группы зародышей развиваются, дают организованные существа, гармонично отвечающие условиям жизни. Гармония эта предустановлена богом. Однако накапливающийся в различных областях биологии фактический материал ставил перед преформистами трудные вопросы, на которые они не могли дать удовлетворительного ответа. Если предсуществующий зародыш скрыт в яйце, то как разъяснить сходство ребенка с отцом? А как объяснить с этой точки зрения сочетание признаков, наблюдающееся при гибридизации? Трудные вопросы ставили также исследования в области регенерации и тератологии. Поэтому в самой биологической науке накапливались предпосылки для возникновения иной концепции. Противоположную точку зрения занимали эпигенетики. К эпигенезу близки взгляды Гарвея, но особенна большое значение имеют в этом отношении воззрения русского академика Каспара Фридриха Вольфа (1734- 1794). Вольфу принадлежат крупные заслуги в разработке эмбриологии. Он применяет микроскоп для изучения эмбриогенеза растений и животных, исследует форму отдельных органов зародыша и время их возникновения и приходит к формулировке очень важного вывода, что отдельные органы не являются предсуществующими, что они не преформированы, а развиваются. Толчок к развитию дает зачатие, смысл которого Вольф усматривает в том, что семя вносит в женский зачаток особое тонкое, совершенное питание. По мнению Вольфа, органы развиваются не одновременно, а в известной последовательности из некой гомогенной, бесструктурной, неорганизованной субстанции (примером такой он считал исследованные им точки роста капусты и каштана). Процесс развития является эпигенезисом - подлинным новообразованием. Вольф резко и обстоятельно критикует преформистов, в частности, отвергает ссылку преформистов на то, что предсуществующие зародыши трудно различимы благодаря малой величине. Он справедливо упрекает преформистов в том, что, с их точки зрения, природа - это инертное, косное, бессильное начало, не способное создавать новые тела, а только воспроизводящее нечто сотворенное изначально. ~1~ ~2~ ~3~ ~4~ ~5~ ~6~ ~7~ ~8~ ~9~ ~10~ ~11~ ~12~ ~13~ ~14~ ~15~ ~16~ ~17~ ~18~ ~19~ ~20~ ~21~ ~22~ ~23~ ~24~ ~25~ ~26~ ~27~ ~28~ ~29~ ~30~ ~31~ ~32~ ~33~ ~34~ ~35~ ~36~ ~37~ ~38~ ~39~ ~40~ ~41~ ~42~ ~43~ ~44~ ~45~ ~46~ ~47~ ~48~ ~49~ ~50~ ~51~ ~52~ ~53~ ~54~ ~55~ ~56~ ~57~ ~58~ ~59~ ~60~ ~61~ ~62~ ~63~ ~64~ ~65~ ~66~ ~67~ ~68~ ~69~ ~70~ ~71~ ~72~ ~73~ ~74~ ~75~ ~76~ ~77~ ~78~ ~79~ ~80~ ~81~ ~82~ ~83~ ~84~ ~85~ ~86~ ~87~ ~88~ ~89~ ~90~ ~91~ ~92~ ~93~ ~94~ ~95~ ~96~ ~97~ ~98~ ~99~ ~100~ |
Реклама
"> |