Последовательность природных тел - лестница существ.

Накопление и систематизация обширного ботанического и зоологического материала приводили исследователей к попыткам установить какие-то общие соотношения (rapports) в этом материале. Одним из обобщений, которое должно было охватить эти соотношения, явилась идея лестницы существ.

Эта идея была необычайно широко распространена среди философов и натуралистов разных эпох и стран. Echelle des etres, Scale of Beengs, Stufenfolge der Dinge. Лестница восхождения в веществах была также одной из самых популярных идей в философии и естествознании XVII-XVIII вв.

Боннэ - автор одной из самых распространенных лестниц существ, так характеризует эту идею: Между самым низким и высочайшим степенем телесного или духовного совершенства находится бесчисленнее множество посредствующих степеней. Последование сих степеней составляет всеобщую цепь... В природе нет скачков; все в ней идет постепенно и гладко. В каждом мире находится своя лестница; а все вообще составляют единое токмо продолжение, коего первый предел есть несеко-мость (атом), а последний конец составляет высший из херувимов. Таким образом, в лестнице нашего Шара мы можем полагать столько же ступеней, сколько нам известно видов Напомним, что Боннэ начинает свою лестницу с тонких материй, переходит затем к огню, воздуху, воде, земле, металлам, камням, формам промежуточным между минералами и растениями, затем к растениям, формам промежуточным между растениями и животными - зоофитам, потом к низшим животным, высшим и, наконец, к человеку.

Бюффон характеризует лестницу существ в следующих словах: возможно спуститься по вполне нечувствительным переходным ступеням от наиболее совершенных созданий к наименее оформленной материи, oт наилучше организованных животных к простейшим минералам.

В принципе считалось, что лестница содержит столько ступеней, сколько существует отдельных видов растений и животных.

Можно было бы привести еще множество примеров, свидетельствующих о приверженности натуралистов к представлению о лестнице существ, о иерархическом расположении всех природных тел. Гентер, Валлисниери, Сваммердам, Реймарус, Линк, Спалланцани, Бюф-фон и многие другие натуралисты были сторонниками этой идеи.

~1~  ~2~  ~3~  ~4~  ~5~  ~6~  ~7~  ~8~  ~9~  ~10~  ~11~  ~12~  ~13~  ~14~  ~15~  ~16~  ~17~  ~18~  ~19~  ~20~  ~21~  ~22~  ~23~  ~24~  ~25~  ~26~  ~27~  ~28~  ~29~  ~30~  ~31~  ~32~  ~33~  ~34~  ~35~  ~36~  ~37~  ~38~  ~39~  ~40~  ~41~  ~42~  ~43~  ~44~  ~45~  ~46~  ~47~  ~48~  ~49~  ~50~  ~51~  ~52~  ~53~  ~54~  ~55~  ~56~  ~57~  ~58~  ~59~  ~60~  ~61~  ~62~  ~63~  ~64~  ~65~  ~66~  ~67~  ~68~  ~69~  ~70~  ~71~  ~72~  ~73~  ~74~  ~75~  ~76~  ~77~  ~78~  ~79~  ~80~  ~81~  ~82~  ~83~  ~84~  ~85~  ~86~  ~87~  ~88~  ~89~  ~90~  ~91~  ~92~  ~93~  ~94~  ~95~  ~96~  ~97~  ~98~  ~99~  ~100~