Аналогичную мысль мы находим и у французского врача и философа - материалиста П. Ж. Кабаниса -(1757-1808), работы которого были хорошо известны Ламарку. Кабанис допускает изменчивость видов как в результате случайных отклонений во внутреннем предрасположении, так и под влиянием климатических изменений и унаследования приобретаемых признаков. Он придает больщое значение изменению привычек как исходному моменту для изменчивости видовых признаков. Он допускает также в широких пределах и возможность изменения природы человека: Человек,- пишет Кабанис,- как и другие животные мог претерпеть многочисленные видоизменения, может быть даже существенные трансформации на протяжении многих прошедших веков.

Эразм Дарвин (1731 -1802) описывает изменение видов под влиянием различных внешних условий, доместикации, зародышевых вариаций (например, появление кур с добавочными пальцами), скрещивания между видами, упражнения и неупражнения органов. В результате изменения потребностей изменяется степень функционирования отдельных органов, что приводит, в свою очередь к их преобразованию. В этой связи Э. Дарвин ссылается на образование рогов оленя, хобота слона, когтей хищных животных и т. д. Некоторые из этих получившихся образований или склонностей передаются потомству,- пишет Э. Дарвин.

Широко распространенной была также мысль об унаследовании приобретаемых признаков. Впрочем, эта мысль не принадлежит XVIII в.:. она была широко распространена среди натуралистов и философов еще в античной Греции. В новое время, в XVI-XVIII в, эту мысль развивали Сильвий, Кардан, Лемниус Левинус, А. Парэ, Мальпиги, Д. Рей, Адансон, Бюффон и многие другие; зачастую она выступала в связи с идеей пангенезиса.

Интересно, что представления об изменчивости организмов под воздействием внешних условий, об унаследовании приобретенных признаков и о пангенезисе как о механизме, объясняющем это унаследование, приводили подчас и к представлениям об изменчивости видов. Например, упомянутый нами в предыдущей главе, Мопертюи, развивая идею пангенезиса, утверждал, что в тех случаях, когда элементарные частицы (позднейшие гемуллы) заблуждались, не сохраняли привычного порядка, который они имели в организме отца и матери, то это могло привести к образованию новых форм животных, ноых видов. По этому вопросу Мопертюи пишет следующее: Нельзя ли было бы объяснить подобным образом как от двух особей могло возникнуть множество не сходных между собой видов.

~1~  ~2~  ~3~  ~4~  ~5~  ~6~  ~7~  ~8~  ~9~  ~10~  ~11~  ~12~  ~13~  ~14~  ~15~  ~16~  ~17~  ~18~  ~19~  ~20~  ~21~  ~22~  ~23~  ~24~  ~25~  ~26~  ~27~  ~28~  ~29~  ~30~  ~31~  ~32~  ~33~  ~34~  ~35~  ~36~  ~37~  ~38~  ~39~  ~40~  ~41~  ~42~  ~43~  ~44~  ~45~  ~46~  ~47~  ~48~  ~49~  ~50~  ~51~  ~52~  ~53~  ~54~  ~55~  ~56~  ~57~  ~58~  ~59~  ~60~  ~61~  ~62~  ~63~  ~64~  ~65~  ~66~  ~67~  ~68~  ~69~  ~70~  ~71~  ~72~  ~73~  ~74~  ~75~  ~76~  ~77~  ~78~  ~79~  ~80~  ~81~  ~82~  ~83~  ~84~  ~85~  ~86~  ~87~  ~88~  ~89~  ~90~  ~91~  ~92~  ~93~  ~94~  ~95~  ~96~  ~97~  ~98~  ~99~  ~100~