К 1798-1799 гг. относится выход в свет первых обширных зоологических исследований Ламарка, посвященных главным образом моллюскам. Знаменательной датой в истории научного творчества Ламарка, как и в истории естествознания в целом, оказался 1800 г.: 11 мая этого года (21 флореаля 8-го года Республики) Ламарк читает в Музее вступительную лекцию к курсу зоологии. Лекция этого года представляет особенно большой интерес, так как в ней Ламарк впервые ясно формулирует свою эволюционную концепцию. В дальнейшем Ламарк развивает эволюционную концепцию во вступительных лекциях 1802, 1803 и 1806 гг. Эти лекции являются как бы предварительными этюдами к главному труду Ламарка - Философия зоологии.

В 1801 г. выходит сочинение Ламарка Система беспозвоночных животных. В этом сочинении были заложены основы новой научной систематики беспозвоночных животных. В этой книге была опубликована и Вступительная лекция к курсу зоологии 1800 г. В качестве приложения здесь же опубликована статья Ламарка Об ископаемых, в которой приводятся глубокие соображения о природе ископаемых и истории Земли, являющиеся составной частью эволюционной концепции Ламарка.

В научной литературе часто задавались вопросом: что явилось причиной того, что именно Ламарк сформулировал первую целостную эволюционную концепцию? Ведь до конца 90-х годов XVIII в. в трудах Ламарка ничего как будто не предвещало появления этой концепции. В этой связи высказывались даже совершенно несостоятельные предположения о возможных влияниях и заимствованиях. Это, конечно, не так. Мы усматриваем четыре источника, слияние которых положило начало могучему течению ламарковского эволюционизма.

Первый источник - работы Ламарка в области установления естественной системы растительного, а затем животного мира, установление им ступенчатого многообразия, иерархии систематических категорий и градации живых существ.

Второй источник - критический анализ понятия о виде, к которому его привели работы в области ботаники, зоологии и палеонтологии. В некоторых трудах Ла марка к концу 90-х годов уже появляются первые сомнения в стабильности видов.

Третий и важнейший источник - широкие философские воззрения Ламарка, позволившие ему составить представление о закономерном развитии во времени всех природных тел, о сущности и происхождении жизни. Ламарк идейно примыкал к великому просветительному движению, подготовлявшему в сфере идеологии почву для победы буржуазной революции, он был близок к французской материалистической философии XVIII в. Обо всем этом будет подробно изложено ниже.

~1~  ~2~  ~3~  ~4~  ~5~  ~6~  ~7~  ~8~  ~9~  ~10~  ~11~  ~12~  ~13~  ~14~  ~15~  ~16~  ~17~  ~18~  ~19~  ~20~  ~21~  ~22~  ~23~  ~24~  ~25~  ~26~  ~27~  ~28~  ~29~  ~30~  ~31~  ~32~  ~33~  ~34~  ~35~  ~36~  ~37~  ~38~  ~39~  ~40~  ~41~  ~42~  ~43~  ~44~  ~45~  ~46~  ~47~  ~48~  ~49~  ~50~  ~51~  ~52~  ~53~  ~54~  ~55~  ~56~  ~57~  ~58~  ~59~  ~60~  ~61~  ~62~  ~63~  ~64~  ~65~  ~66~  ~67~  ~68~  ~69~  ~70~  ~71~  ~72~  ~73~  ~74~  ~75~  ~76~  ~77~  ~78~  ~79~  ~80~  ~81~  ~82~  ~83~  ~84~  ~85~  ~86~  ~87~  ~88~  ~89~  ~90~  ~91~  ~92~  ~93~  ~94~  ~95~  ~96~  ~97~  ~98~  ~99~  ~100~