В чем же заключаются причины расположения всех природных тел, в том числе растений и животных, по ступеням единой, нисходящей или восходящей лестницы? Причины эти можно усмотреть, с одной стороны, в естественнонаучной практике натуралистов, с другой - в некоторых общефилософских идеях.

Если говорить о первом, то очевидно, что практическая деятельность естествоиспытателей, обнаруживает, что создания природы отличаются друг от друга по степени сложности. Вот почему, еще от аристотелевских времен, философы и ученые, размышлявшие о делах природы, легко приходили к мысли, что все создания природы могут быть расположены в линейном порядке, исходя из высоты организации, в виде одной иерархической серии форм. Что касается натуралистов XVI- XVIII вв., то представления о единой лестнице существ вытекают в первую очередь из ограниченности естественнонаучной практики этого времени. При малой изученности сравнительной анатомии за отправной пункт лестницы существ бралось обычно существо наилучше известное - человек, а затем уже в зависимости от большего или меньшего сходства с человеком намечалась градация существ (точнее их деградация). Поверхностное знакомство с организмами позволяло расположить их по ступеням единой лестницы. Но идея лестницы существ имела и другую, философскую подоплеку.

Еще в древности развил эту идею гениальный мыслитель античной Греции - Аристотель (384-322 до н. э.) Философское учение Аристотеля включало и учение о формах, заключавшееся в следующем. В основе всего, происходящего в мире лежат четыре вида причин: материя, форма, производящая причина, конечная причина (или цель). Материя есть нечто пассивное, нуждающееся в оформлении; та причина которая именуется формой, действуя на материю, превращает ее из возмож ности в действительность, в вещь, в тело. Но оформившаяся вещь сама служит только материей, началом для более высокой формы. Каждая высшая ступень имеет предпосылку в низшей.

Отсюда и следует представление Аристотеля о непрерывной цепи, градации, иерархии форм. Без материи имеется лишь одна форма - бог. Бог же является конечной причиной - высшей целью мира. Природа определяется единой целью, является рядом ступеней, идущих к единой цели.

~1~  ~2~  ~3~  ~4~  ~5~  ~6~  ~7~  ~8~  ~9~  ~10~  ~11~  ~12~  ~13~  ~14~  ~15~  ~16~  ~17~  ~18~  ~19~  ~20~  ~21~  ~22~  ~23~  ~24~  ~25~  ~26~  ~27~  ~28~  ~29~  ~30~  ~31~  ~32~  ~33~  ~34~  ~35~  ~36~  ~37~  ~38~  ~39~  ~40~  ~41~  ~42~  ~43~  ~44~  ~45~  ~46~  ~47~  ~48~  ~49~  ~50~  ~51~  ~52~  ~53~  ~54~  ~55~  ~56~  ~57~  ~58~  ~59~  ~60~  ~61~  ~62~  ~63~  ~64~  ~65~  ~66~  ~67~  ~68~  ~69~  ~70~  ~71~  ~72~  ~73~  ~74~  ~75~  ~76~  ~77~  ~78~  ~79~  ~80~  ~81~  ~82~  ~83~  ~84~  ~85~  ~86~  ~87~  ~88~  ~89~  ~90~  ~91~  ~92~  ~93~  ~94~  ~95~  ~96~  ~97~  ~98~  ~99~  ~100~