Реклама
|
В чем же заключаются причины расположения всех природных тел, в том числе растений и животных, по ступеням единой, нисходящей или восходящей лестницы? Причины эти можно усмотреть, с одной стороны, в естественнонаучной практике натуралистов, с другой - в некоторых общефилософских идеях. Если говорить о первом, то очевидно, что практическая деятельность естествоиспытателей, обнаруживает, что создания природы отличаются друг от друга по степени сложности. Вот почему, еще от аристотелевских времен, философы и ученые, размышлявшие о делах природы, легко приходили к мысли, что все создания природы могут быть расположены в линейном порядке, исходя из высоты организации, в виде одной иерархической серии форм. Что касается натуралистов XVI- XVIII вв., то представления о единой лестнице существ вытекают в первую очередь из ограниченности естественнонаучной практики этого времени. При малой изученности сравнительной анатомии за отправной пункт лестницы существ бралось обычно существо наилучше известное - человек, а затем уже в зависимости от большего или меньшего сходства с человеком намечалась градация существ (точнее их деградация). Поверхностное знакомство с организмами позволяло расположить их по ступеням единой лестницы. Но идея лестницы существ имела и другую, философскую подоплеку. Еще в древности развил эту идею гениальный мыслитель античной Греции - Аристотель (384-322 до н. э.) Философское учение Аристотеля включало и учение о формах, заключавшееся в следующем. В основе всего, происходящего в мире лежат четыре вида причин: материя, форма, производящая причина, конечная причина (или цель). Материя есть нечто пассивное, нуждающееся в оформлении; та причина которая именуется формой, действуя на материю, превращает ее из возмож ности в действительность, в вещь, в тело. Но оформившаяся вещь сама служит только материей, началом для более высокой формы. Каждая высшая ступень имеет предпосылку в низшей. Отсюда и следует представление Аристотеля о непрерывной цепи, градации, иерархии форм. Без материи имеется лишь одна форма - бог. Бог же является конечной причиной - высшей целью мира. Природа определяется единой целью, является рядом ступеней, идущих к единой цели. ~1~ ~2~ ~3~ ~4~ ~5~ ~6~ ~7~ ~8~ ~9~ ~10~ ~11~ ~12~ ~13~ ~14~ ~15~ ~16~ ~17~ ~18~ ~19~ ~20~ ~21~ ~22~ ~23~ ~24~ ~25~ ~26~ ~27~ ~28~ ~29~ ~30~ ~31~ ~32~ ~33~ ~34~ ~35~ ~36~ ~37~ ~38~ ~39~ ~40~ ~41~ ~42~ ~43~ ~44~ ~45~ ~46~ ~47~ ~48~ ~49~ ~50~ ~51~ ~52~ ~53~ ~54~ ~55~ ~56~ ~57~ ~58~ ~59~ ~60~ ~61~ ~62~ ~63~ ~64~ ~65~ ~66~ ~67~ ~68~ ~69~ ~70~ ~71~ ~72~ ~73~ ~74~ ~75~ ~76~ ~77~ ~78~ ~79~ ~80~ ~81~ ~82~ ~83~ ~84~ ~85~ ~86~ ~87~ ~88~ ~89~ ~90~ ~91~ ~92~ ~93~ ~94~ ~95~ ~96~ ~97~ ~98~ ~99~ ~100~ |
Реклама
"> |