УСПЕХИ ПАЛЕОНТОЛОГИИ И ГЕОЛОГИИ

Ископаемые организмы были известны с древнейших времен. В XVI-XVIII вв. знание о вымерших ископаемых. организмах сильно расширяется. Француз Бернар Палисси (1510-1589) натуралист - любитель, собирает ископаемые остатки, описывает и демонстрирует их в Париже в 1575 и последущие годы.

Один из первых ученых, разрабатывавший вопросы геологии и минералогии, Георг Бауэр (он же - Агрикола, 1494-1555) уделил большое внимание описанию ископаемых остатков животных и растительных организмов. Описание ископаемых (главным образом, моллкисков, плеченогих, иглокожих, рыб) мы находим в сочинениях авторов XVII в.- Стенона, Колумна, Сцилла и др.

На протяжении XVIII в. еще больше возрастают сведения в этой области. Так, например, уже упомянутый выше, английский ученый Д. Гентер в своем музее собрал много ископаемых остатков. Швейцарец Н. Ланге в 1708 г. опубликовал сочинение История ископаемых, содержавшее 163 таблицы хорошо выполненных рисунков. А. Жюссье (1686-1758) - один из представителей известной семьи французских натуралистов, в 1718 г. описал многочисленные отпечатки ископаемых растений, обнаруженных им во Франции в районе каменноугольных разработок.

К концу XVIII в. и в начале XIX в. число известных науке ископаемых видов возрастает, выходят сочинения сводного характера, снабженные часто очень хорошими и точными иллюстрациями. Мы увидим дальше, что Ламарк становится основоположником палеонтологии беспозвоночных, а Кювье - палеонтологии позвоночных животных. Важные исследования в этой области принадлежат также Жоффруа Сент-Илеру.

Возникает вопрос: каким образом объясняли исследователи факт нахождения остатков вымерших живых существ? Имелось ли представление, что Ископаемые организмы являются звеньями в цепи развития живых существ, что вымершие формы далекого прошлого связаны с современными организмами? В ответ на этот вопрос господствовали долгое время метафизические и идеалистические концепции, распространены были совершенно неверные, подчас фантастические, взгляды на ископаемые остатки. В XVI-XVII и даже в XVIII вв. популярны нелепые представления о том, что ископаемые это вообще не остатки организмов, а что они являются своеобразными камнями (lapides sui generis), игрой природы (lusus naturae), что они возникают под влиянием различных мистических сил, которым давались всевозможные названия: обсеменяющий воздух, созидающий дух (aura seminalis, vis lapidifica) и т. п. Полагали также, что обсеменяющее начало, происходящее от тех или иных животных, действуя на камни, может придать этим камням форму, характерную для этих животных. Такого взгляда держался, например, Ланге.

~1~  ~2~  ~3~  ~4~  ~5~  ~6~  ~7~  ~8~  ~9~  ~10~  ~11~  ~12~  ~13~  ~14~  ~15~  ~16~  ~17~  ~18~  ~19~  ~20~  ~21~  ~22~  ~23~  ~24~  ~25~  ~26~  ~27~  ~28~  ~29~  ~30~  ~31~  ~32~  ~33~  ~34~  ~35~  ~36~  ~37~  ~38~  ~39~  ~40~  ~41~  ~42~  ~43~  ~44~  ~45~  ~46~  ~47~  ~48~  ~49~  ~50~  ~51~  ~52~  ~53~  ~54~  ~55~  ~56~  ~57~  ~58~  ~59~  ~60~  ~61~  ~62~  ~63~  ~64~  ~65~  ~66~  ~67~  ~68~  ~69~  ~70~  ~71~  ~72~  ~73~  ~74~  ~75~  ~76~  ~77~  ~78~  ~79~  ~80~  ~81~  ~82~  ~83~  ~84~  ~85~  ~86~  ~87~  ~88~  ~89~  ~90~  ~91~  ~92~  ~93~  ~94~  ~95~  ~96~  ~97~  ~98~  ~99~  ~100~