Реклама
|
Если же говорить об области естественнонаучной и прежде всего биологической, то, как мы указывали выше, эмпирический материал, казалось, подтверждал градацию живых существ. Природа не нарушает закона непрерывности никогда и нигде. Она не делает скачков. Все разряды существ природы образуют одну единственную цель - утверждает Лейбниц. Эти воззрения Лейбница являются теологическими и телеологическими. Но в то же время следует учесть, что Лейбниц настойчиво проводит мысль о том, что все во вселенной находится в такой связи, что настоящее скрывает всегда в своих недрах будущее, и всякое данное состояние может быть объяснено естественным образом лишь из непосредственно предшествовавшего ему состояния. У Лейбница имеются мысли диалектического характера: представление о связи единичного со всеобщим в целостном мироздании. Взгляды Лейбница оказали прямое влияние на формирование представлений Боннэ и многих других естествоиспытателей о лестнице существ. В свою очередь - Лейбниц ссылался, например, на работы Сваммердама - для подтверждения своих взглядов о градации. В XVIII в. представление о лестнице существ поддерживали не только философы - идеалисты последователи Лейбница, но и философы - материалисты. Эти последние исходили, разумеется, из других представлений, опирались на естественнонаучный эмпирический материал, свидетельствовавший о разных ступенях сложности органических форм. Так, например, Ламеттри обращает внимание на то, какое чудесное зрелище представляет собой эта лестница с незаметными ступенями, которые природа последовательно проходит одна за другой, никогда не перепрыгивая ни через одну ступеньку, во всех своих многообразных созданиях. Человек и растение - это белое и черное. Четвероногие, птицы, рыбы, насекомые, амфибии являются промежуточными оттенками, смягчающими резкий контраст этих двух цветов. Если бы не существовало этих промежуточных оттенков, под которыми я подразумеваю проявления жизни различных животных, то человек, это гордое животное, созданное, подобно другим из праха, возомнил бы себя земным богом и стал бы поклоняться только самому себе. Не будем поэтому относиться с презрением к существам, имеющим одинаковое с нами происхождение. ~1~ ~2~ ~3~ ~4~ ~5~ ~6~ ~7~ ~8~ ~9~ ~10~ ~11~ ~12~ ~13~ ~14~ ~15~ ~16~ ~17~ ~18~ ~19~ ~20~ ~21~ ~22~ ~23~ ~24~ ~25~ ~26~ ~27~ ~28~ ~29~ ~30~ ~31~ ~32~ ~33~ ~34~ ~35~ ~36~ ~37~ ~38~ ~39~ ~40~ ~41~ ~42~ ~43~ ~44~ ~45~ ~46~ ~47~ ~48~ ~49~ ~50~ ~51~ ~52~ ~53~ ~54~ ~55~ ~56~ ~57~ ~58~ ~59~ ~60~ ~61~ ~62~ ~63~ ~64~ ~65~ ~66~ ~67~ ~68~ ~69~ ~70~ ~71~ ~72~ ~73~ ~74~ ~75~ ~76~ ~77~ ~78~ ~79~ ~80~ ~81~ ~82~ ~83~ ~84~ ~85~ ~86~ ~87~ ~88~ ~89~ ~90~ ~91~ ~92~ ~93~ ~94~ ~95~ ~96~ ~97~ ~98~ ~99~ ~100~ |
Реклама
"> |