Если же говорить об области естественнонаучной и прежде всего биологической, то, как мы указывали выше, эмпирический материал, казалось, подтверждал градацию живых существ.

Природа не нарушает закона непрерывности никогда и нигде. Она не делает скачков. Все разряды существ природы образуют одну единственную цель - утверждает Лейбниц.

Эти воззрения Лейбница являются теологическими и телеологическими. Но в то же время следует учесть, что Лейбниц настойчиво проводит мысль о том, что все во вселенной находится в такой связи, что настоящее скрывает всегда в своих недрах будущее, и всякое данное состояние может быть объяснено естественным образом лишь из непосредственно предшествовавшего ему состояния. У Лейбница имеются мысли диалектического характера: представление о связи единичного со всеобщим в целостном мироздании.

Взгляды Лейбница оказали прямое влияние на формирование представлений Боннэ и многих других естествоиспытателей о лестнице существ. В свою очередь - Лейбниц ссылался, например, на работы Сваммердама - для подтверждения своих взглядов о градации.

В XVIII в. представление о лестнице существ поддерживали не только философы - идеалисты последователи Лейбница, но и философы - материалисты. Эти последние исходили, разумеется, из других представлений, опирались на естественнонаучный эмпирический материал, свидетельствовавший о разных ступенях сложности органических форм.

Так, например, Ламеттри обращает внимание на то, какое чудесное зрелище представляет собой эта лестница с незаметными ступенями, которые природа последовательно проходит одна за другой, никогда не перепрыгивая ни через одну ступеньку, во всех своих многообразных созданиях. Человек и растение - это белое и черное. Четвероногие, птицы, рыбы, насекомые, амфибии являются промежуточными оттенками, смягчающими резкий контраст этих двух цветов. Если бы не существовало этих промежуточных оттенков, под которыми я подразумеваю проявления жизни различных животных, то человек, это гордое животное, созданное, подобно другим из праха, возомнил бы себя земным богом и стал бы поклоняться только самому себе. Не будем поэтому относиться с презрением к существам, имеющим одинаковое с нами происхождение.

~1~  ~2~  ~3~  ~4~  ~5~  ~6~  ~7~  ~8~  ~9~  ~10~  ~11~  ~12~  ~13~  ~14~  ~15~  ~16~  ~17~  ~18~  ~19~  ~20~  ~21~  ~22~  ~23~  ~24~  ~25~  ~26~  ~27~  ~28~  ~29~  ~30~  ~31~  ~32~  ~33~  ~34~  ~35~  ~36~  ~37~  ~38~  ~39~  ~40~  ~41~  ~42~  ~43~  ~44~  ~45~  ~46~  ~47~  ~48~  ~49~  ~50~  ~51~  ~52~  ~53~  ~54~  ~55~  ~56~  ~57~  ~58~  ~59~  ~60~  ~61~  ~62~  ~63~  ~64~  ~65~  ~66~  ~67~  ~68~  ~69~  ~70~  ~71~  ~72~  ~73~  ~74~  ~75~  ~76~  ~77~  ~78~  ~79~  ~80~  ~81~  ~82~  ~83~  ~84~  ~85~  ~86~  ~87~  ~88~  ~89~  ~90~  ~91~  ~92~  ~93~  ~94~  ~95~  ~96~  ~97~  ~98~  ~99~  ~100~