Идея самозарождения в ее отношении к трансформизму

Механистический трансформизм представляет несомненный интерес, так как здесь мы встречаем допущение глубокого изменения органических форм, но не трудно заметить, что он, в сущности, весьма отличен от эволюционной точки зрения, ибо подлинного историзма здесь нет. Механистической концепции было свойственно представление не об историческом развитии одного из другого, а о вечных перекомбинациях материи, о перетасовке существующих форм, о метаморфозе. Эта концепция получила отображение и в области биологической.

Возражая против аналогичных представлений немецких натурфилософов, Бремзер, иронически замечает: Я не могу допустить, что ливанский кедр первоначально возник из хвоща, а слон из устрицы, или из коралла... еще меньше, что человек был бы некогда рыбой или животным, покрытым чешуей, как это нам хотят объяснить наши новейшие естествоиспытатели (I. G. Вrетnsеr. Uber lebende Wiirmer in lebenden Menschen, Wien, 1819, стр. 43-44).

У Бюффона мы встречаем также сугубо механистическое представление о том, что все видоизменения в живой природе сводятся к перетасовке, к комбинации изначально существующих органических молекул.

Рассмотрим теперь представление о самозарождении в его отношении к эволюционной идее и трансформизму.

Нет нужды иллюстрировать цитатами распространенность в XVII-XVIII вв. убеждения в возможности самопроизвольного зарождения. Философы Декарт, Ламеттри, Дидро, Гольбах, натуралисты и медики Ван-Гельмонт, Пэрро, Мариотт, Лицетус, Моргоф, Сильвиус, Бюффон, Эразм Дарвин, Нидгэм, Ингенгуз, Гледитш, одно время Линней и многие другие выступали в защиту этого взгляда, пользуясь при этом зачастую весьма различными аргументами.

В каком же отношении находится эта идея к эволюционизму? Почему, говоря об элементах эволюционизма, мы коснулись идеи самозарождения? Ведь, несомненно, что старые представления о самозарождении, исходившие в XVII-XVIII вв. из весьма ограниченного эмпирического материала, а у ряда авторов и из метафизических представлений, механистического материализма, не имеют прямых точек соприкосновения с эволюционизмом. Может ли в таком случае идея самозарождения рассматриваться как один из элементов эволюционизма?

~1~  ~2~  ~3~  ~4~  ~5~  ~6~  ~7~  ~8~  ~9~  ~10~  ~11~  ~12~  ~13~  ~14~  ~15~  ~16~  ~17~  ~18~  ~19~  ~20~  ~21~  ~22~  ~23~  ~24~  ~25~  ~26~  ~27~  ~28~  ~29~  ~30~  ~31~  ~32~  ~33~  ~34~  ~35~  ~36~  ~37~  ~38~  ~39~  ~40~  ~41~  ~42~  ~43~  ~44~  ~45~  ~46~  ~47~  ~48~  ~49~  ~50~  ~51~  ~52~  ~53~  ~54~  ~55~  ~56~  ~57~  ~58~  ~59~  ~60~  ~61~  ~62~  ~63~  ~64~  ~65~  ~66~  ~67~  ~68~  ~69~  ~70~  ~71~  ~72~  ~73~  ~74~  ~75~  ~76~  ~77~  ~78~  ~79~  ~80~  ~81~  ~82~  ~83~  ~84~  ~85~  ~86~  ~87~  ~88~  ~89~  ~90~  ~91~  ~92~  ~93~  ~94~  ~95~  ~96~  ~97~  ~98~  ~99~  ~100~