Таким образом, природу составляют:

1. Движение, которое нам известно только как изменение перемещающегося тела и которое не присуще ни одному виду материи, ни одному телу, как таковому, но источник которого неисчерпаем, а само оно распространено во всех частях тела.

2. Законы всех порядков, постоянные и неизменные, которые управляют всеми движениями, всеми изменениями, претерпеваемыми телами и которые вносят во вселенную всегда изменчивую в своих частях и всегда неизменную в своем целом, нерушимые порядок и гармонию.

Кроме того, к природе отнесены еще два начала - пространство и время.

С большой настойчивостью в самых различных своих сочинениях Ламарк повторяет тезис об абсолютной пассивности материи. Приведем еще два примера. В одной из статей в словаре Детервилля Ламарк утверждает, что движение не может быть свойственно ни одному виду материи как таковой; оно абсолютно чуждо всем существующим видам материи; она является одним из тех сотворенных начал, которые образуют порядок, называемый нами природой 3. В Аналитической системе Ла марк еще раз говорит о том, что материя по существу пассивна, инертна, лишена собственного движения и активности. Этот тезис связан с утверждением Ламарка, что основным свойством (атрибутом) материи является ее протяженность, а движение сводится к перемещению в пространстве.

Позиция Ламарка в этом вопросе является несостоятельной, приводящей к отступлению от материализма. Движение мы понимаем как основное, неотъемлемое свойство материи, как форму существования материи. Вечное, несотворенное самодвижение - это различные формы изменения самой Материи, не нуждающейся ни в каком первоначальном толчке извне.

Ламарк не дошел до понимания движения как формы существования материи, единства материи и движения. Ламарк настойчиво подчеркивает, что движение совершенно чуждо материи, привнесено извне, материя же является чем-то пассивным, инертным. Мы уже указывали выше, что подобная постановка вопроса с неизбежностью ведет к поискам двигателя, находящегося вне материи, к поискам первопричины - верховного творца. Ламарк отрывает материю от движения и законов, а также отрывает материю от пространства и времени, которые трактуются им как нечто внешнее по отношению к материи. В этом пункте неизбежен был отход деистической системы Ламарка от материализма, неизбежны были попытки искать причины изменения и развития вселенной вне материи, в сотворенных движениях и законах, стоящих над материей и движением.

~1~  ~2~  ~3~  ~4~  ~5~  ~6~  ~7~  ~8~  ~9~  ~10~  ~11~  ~12~  ~13~  ~14~  ~15~  ~16~  ~17~  ~18~  ~19~  ~20~  ~21~  ~22~  ~23~  ~24~  ~25~  ~26~  ~27~  ~28~  ~29~  ~30~  ~31~  ~32~  ~33~  ~34~  ~35~  ~36~  ~37~  ~38~  ~39~  ~40~  ~41~  ~42~  ~43~  ~44~  ~45~  ~46~  ~47~  ~48~  ~49~  ~50~  ~51~  ~52~  ~53~  ~54~  ~55~  ~56~  ~57~  ~58~  ~59~  ~60~  ~61~  ~62~  ~63~  ~64~  ~65~  ~66~  ~67~  ~68~  ~69~  ~70~  ~71~  ~72~  ~73~  ~74~  ~75~  ~76~  ~77~  ~78~  ~79~  ~80~  ~81~  ~82~  ~83~  ~84~  ~85~  ~86~  ~87~  ~88~