Кондильяк отвергал независимый от чувств источник знания внутренний опыт души - так называемую рефлексию Локка и своей защитой идей сенсуализма, борьбой с идеалистической метафизикой XVII в., принес большую пользу материализму. Кондильяк оказал влияние на формирование взглядов французских материалистов XVIII в. и психофизиологических воззрений Ламарка. Однако Кондильяк материалистом не был. Он признавал наличие двух непознаваемых субстанций материальной и духовной, т. е. оставался дуалистом, агностиком. Ламарк, восприняв положительную сторону воззрений Кондильяка, решительно отбросил его дуализм и развивал сенсуализм в материалистическом направлении. Ламарк не сводил мышление к ощущениям и в то же время подчеркивал, что Наши первичные представления возникают исключительно из испытанных ощущений и они служат источником всех наших остальных представлений. Ламарк пишет дальше: Представление безусловно не является чем-то метафизическим, как это думают многие; напротив, это явление органическое, следовательно,- явление чисто физического по-рядка, обусловленное взаимодействием различных видов материи и теми движениями, которые при этом происходят. Мысль - явление чистого физического порядка, представляющее собой результат функции органа, способного его производить. Ламарк отбрасывает идеалистическую концепцию о наличии врожденных идей и пишет: всеми признано, что нет врожденных представлений, идей и что всякое представление происходит только из ощущения.

Можно,было бы указать на ряд недостатков в психофизиологических концепциях Ламарка, на их резко выраженный механицизм, на недиалектичность - неумение в ряде случаев увидеть связи и переходы между разный ми формами психической деятельности, на склонность резко разграничить умственную деятельность и ощущения и т. п. Для анализа сложных психических явлений во времена Ламарка фактических данных, касающихся физиологии нервной системы, было совершенно недостаточно. Недостаток этих знаний приходилось восполнять гипотетическими предположениями не всегда удачными Но при всем этом заслуги Ламарка в данной области столь велики, что с полным правом он должен быть причислен к классикам материалистической психофизиологии и сравнительной психологии.

~1~  ~2~  ~3~  ~4~  ~5~  ~6~  ~7~  ~8~  ~9~  ~10~  ~11~  ~12~  ~13~  ~14~  ~15~  ~16~  ~17~  ~18~  ~19~  ~20~  ~21~  ~22~  ~23~  ~24~  ~25~  ~26~  ~27~  ~28~  ~29~  ~30~  ~31~  ~32~  ~33~  ~34~  ~35~  ~36~  ~37~  ~38~  ~39~  ~40~  ~41~  ~42~  ~43~  ~44~  ~45~  ~46~  ~47~  ~48~  ~49~  ~50~  ~51~  ~52~  ~53~  ~54~  ~55~  ~56~  ~57~  ~58~  ~59~  ~60~  ~61~  ~62~  ~63~  ~64~  ~65~  ~66~  ~67~  ~68~  ~69~  ~70~  ~71~  ~72~  ~73~  ~74~  ~75~  ~76~  ~77~  ~78~  ~79~  ~80~  ~81~  ~82~  ~83~  ~84~  ~85~  ~86~  ~87~  ~88~